Путеводитель для инвестора
Путеводитель для инвестора
- Инвестиционный потенциал Узбекистана
- Инвестиционные предложения
- Отрасли
- Путеводитель для инвестора
- Визовые вопросы
- СЭЗ и МПЗ
- Пустующие здания и земельные участки
- Сравнение Узбекистана
- Интерактивные карты Узбекистана
- База реализуемых инвестиционных проектов
- База данных хода реализации инвестиционных проектов
- Онлайн — опросник инвестора
- Обращения инвесторов
- Льготы и преференции для иностранных инвесторов
- Иностранные кредитные линии
Получение лицензии для юридических лиц
В законе Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 14 указан перечень необходимых документов для получения лицензии.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:
- заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера расчетного счета в учреждении банка — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для физического лица; лицензируемого вида деятельности (его части), который юридическое или физическое лицо намерено осуществлять, а также в случаях, предусмотренных законодательством, срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. В заявлении о выдаче лицензии может быть указан электронный адрес соискателя лицензии;
- документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, в случаях, предусмотренных законодательством;
- другие документы, подтверждающие возможность выполнения соискателем лицензии требований и условий, предъявляемых для получения лицензии на отдельный вид деятельности и определяемых законодательством.
- Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, не допускается.
Документы, необходимые для получения лицензии, представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью соискателя лицензии. Указание в заявлении о выдаче лицензии электронного адреса соискателя лицензии является его согласием на получение уведомления о принятом решении по его заявлению в электронной форме через информационную систему.
Документы, направленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законом.
В случаях, когда лицензирующему органу для лицензирования отдельных видов деятельности требуется получение документов, выдаваемых другими организациями, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в упрощенном порядке по принципу «одно окно», при котором лицензирующий орган получает указанные документы самостоятельно без участия субъекта предпринимательства.
(Статья 14(1). Лицензирование отдельных видов деятельности по принципу «одно окно»)
Формы инвестирования в Узбекистане
- Долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
- Создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
-Приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан; - Вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
- Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
- Приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Предприятия с иностранными инвестициями
К ПИИ относятся вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:
— размер Уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;
— доля иностранных инвестиций составляет не менее 15 процентов уставного фонда предприятия.
Права иностранных инвесторов
Иностранный инвестор имеет право:
— самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;
— заключать договора с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;
— владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора право владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
— самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;
— самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;
— привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;
— использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
— приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;
— использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на правах собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
— получать адекватную компенсацию в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;
— получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.
— В Республике Узбекистан не установлены какие-либо ограничения инвестирования в разрезе отраслей экономики или регионов, в которые направляются прямые частные иностранные инвестиции.
Порядок налогообложения доходов иностранных физических и юридических лиц, полученных на территории Республики Узбекистан:
— Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане в течение 183 дней или более, в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся в финансовом году, рассматривается как резидент Республики Узбекистан.
Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана.
Аналогичная ситуация возникает при налогообложении иностранных юридических лиц. Так, резидентом Республики Узбекистан является юридическое лицо, учрежденное или зарегистрированное в Узбекистане, а также зарегистрированное за пределами Республики Узбекистан, головное предприятие которого находится в Узбекистане.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников на территории Узбекистана.
При этом взимание налогов и сборов с иностранных физических и юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к физическим и юридическим лицам Республики Узбекистан.
— Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов Республики Узбекистан защищены Законом «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и не подлежат национализации.
Налог на прибыль юридических лиц
1.1 Налог на прибыль для: коммерческих банков, производителей цемента и полиэтиленовых гранул, операторов мобильной связи —20%
1.2 Налог на прибыль для остальных юридических лиц — 12%
2. Налог на доходы в виде дивидендов и процентов (для резидентов) — 5%
2.1 Налог на доходы в виде дивидендов и процентов (для нерезидентов) – 10%
3.НДС 20%
4.Налог на доходы физических лиц — 12%
5.Единый социальный платеж — 12%
5.1 Для бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) 50% и более; юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическим лицам с государственной долей 50% и более, и их структурные подразделения — 25%;
5.2 Для других плательщиков — 12%
6.Налог на имущество юридических лиц — 2%
7.Земельный налог с юридических лиц
(Приложение №16)
http://lex.uz/ru/docs/4131693#4135034
8.Налог за пользование водными ресурсами.
(Приложение № 14)
http://lex.uz/ru/docs/4131693#4135034
Правовые институты, созданные для защиты прав иностранных инвесторов
— С 1 января 2007 года в республике вступил в силу Закон «О третейских судах», послуживший правовой основой создания, функционирования и деятельности третейских судов, как постоянно действующих, так и временно создаваемых. Таким образом, в настоящее время наряду с уже имеющимися средствами защиты прав и гарантий деятельности иностранных инвесторов, по согласованию сторон на территории республики могут создаваться третейские суды с привлечением независимых экспертов, приемлемых для обеих сторон.
Вместе с тем, задача по обеспечению защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями возложена на Министерство юстиции. В этих целях в структуре Министерства юстиции создано Управление по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями.
Допуск иностранных инвесторов к процессу приватизации
— Одним из важнейших приоритетов развития экономики страны является всемерное усиление работы по привлечению иностранных инвестиций.
В настоящее время республика идет по пути дальнейшего углубления процессов разгосударствления и приватизации предприятий ведущих отраслей экономики, направленных на повышение роли частной собственности в экономике, кардинальное сокращение доли государства в уставных фондах хозяйственных обществ, а также широкого привлечения в развитие и модернизацию предприятий прямых инвестиций, в том числе иностранных. Кроме того, возможен выкуп неразмещенных активов государства по нулевой выкупной стоимости, с принятием инвесторами инвестиционных обязательств. Всю информацию о процессах приватизации в Республике Узбекистан Вы можете найти на сайте gki.uz.
Информация по ограничениям на конвертацию суммовых средств в иностранную валюту и влияние ее на репатриацию прибыли
— В целях укрепления валютного баланса республики в определенный период в Узбекистане существовали ограничения при конвертации сумовых средств в иностранную валюту. Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.
Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Конституционным судом Республики Узбекистан принято решение о толковании части первой статьи 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов:
— Республика Узбекистан, признавая верховенство Конституции и законов, а также приоритет общепринятых норм международного права, признает решение экономических споров в рамках правового поля.
Норма части первой статьи 10 Закона о том, что «если стороны окажутся не в состоянии достичь согласованного разрешения, такой спор должен разрешаться хозяйственным судом Республики Узбекистан либо посредством арбитража в соответствии с правилами и процедурами международных договоров (соглашений, конвенций) по разрешению инвестиционных споров, к которым присоединилась Республика Узбекистан» является предписанием, устанавливающим, что его применение обусловлено соблюдением правил и процедур международных договоров и соответственно не является прямым выражением согласия республики на передачу какого-то ни было спора в определенный арбитражный орган.
Как правило, согласие сторон спора на передачу его на рассмотрение какого-либо определенного органа разрешения споров должна выражаться в форме арбитражной оговорки к инвестиционному договору либо отдельным соглашением, заключенным между сторонами спора.
Таким образом, решение Конституционного суда не должно рассматриваться как ущемление прав иностранных инвесторов, и к данному вопросу необходимо подходить конструктивно и с уважением прав и обязательств каждой из сторон в рамках общепризнанных норм международного права.
Гарантии для иностранных инвесторов предоставляемые иностранным инвесторам при изменении законодательства
— Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан. В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
При этом ухудшением условий инвестирования считаются внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:
— увеличение размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
— введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан, за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;
— введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;
— введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;
— введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов — физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.
Документы, необходимые для государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала
Заявление (электронный запрос – при регистрации через Интернет).
— Оригинал учредительных документов на государственном языке (в одном экземпляре).
— Копия платежного документа об уплате установленного размера государственной пошлины.
— При регистрации через Интернет: согласие каждого учредителя с узбекской стороны о вхождении в состав учредителей (подтверждение по e-mail).
— При регистрации через Интернет: заверение запроса ЭЦП всех иностранных учредителей.
— При регистрации в явочном порядке: доверенность (для иностранных инвесторов — переведенная на государственный язык и легализованная), если документы на регистрацию представляются представителем учредителя.
Запросы, направляемые через автоматизированную систему для государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, предприятий с участием иностранного капитала, иных юридических лиц, в составе учредителей которых указываются лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, в обязательном порядке подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) указанных лиц.
После государственной регистрации предприятие самостоятельно открывает расчетный и другие счета в учреждениях банка. В банк должна быть предоставлена карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати (при ее наличии).
Порядок открытия банковского счета в Республике Узбекистан
Постановлением Правления Центрального банка (рег. № 1948-12 от 24.03.2017 г.) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан. Это сделано в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 9.02.2017 г. № 66 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 года № ПП–2646 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».
Предприятия оптовой торговли теперь вправе выбирать любой банк для открытия как основного, так и вторичного счета.
Резиденты – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности* для открытия счетов не должны представлять в банк копию свидетельства о государственной регистрации, а также копии (нотариально заверенные копии) учредительных документов. Банки получают эти сведения из «Автоматизированной системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».
Печать в заявлении на открытие счета ставится при ее наличии.
Для открытия депозитных счетов до востребования в национальной валюте резидентами — юридическими лицами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями, а также дехканскими хозяйствами в банк представляются следующие документы:
а) заявление на открытие счета по установленной форме;
б) индивидуальными предпринимателями, завозящими из-за рубежа товары, предназначенные для коммерческой деятельности – копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, завозящего товары, предназначенные для коммерческой деятельности, выданного органом налоговой службы по месту жительства;
в) копия свидетельства о государственной регистрации;
г) два экземпляра нотариально заверенных карточек с образцами подписей и отпиской печати по установленной форме;
д) резидентами-юридическими лицами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности – учредительные документы (учредительный документ устав), а также нотариально заверенной копии внесенных изменений и дополнений к ним;
е) документ, удостоверяющий личность лица (паспорт или заменяющий его документ), имеющего полномочия подписания денежно-расчетных документов от имени клиента. Копия принимается банком после предъявления оригинала, удостоверяющего личность. Подробнее: https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/dlya_otkritiya_scheta_v_banke_uchreditalniye_dokumenty_ne_nujny