Эксперт МИЦА: К 2030 году ожидается рост совокупного ВВП всех стран ШОС до 35-40% мирового показателя
За 20 лет своей деятельности ШОС прочно утвердилась в статусе влиятельной международной организации не только в регионе, но и в мире в целом.
В эпоху глобализации стало очевидным, что ни одно государство в одиночку не способно противостоять современным вызовам и угрозам. При таких обстоятельствах эффективными могут быть только согласованные меры и совместные усилия на межгосударственном уровне.
За два десятилетия организация постепенно расширялась и укреплялась и сегодня стала крупнейшим региональным объединением с охватом 60% евразийского континента и населением почти в 50% всего земного шара.
Торгово-экономическое сотрудничество определено одним из ключевых направлений взаимодействия в рамках ШОС. Созданы необходимые правовые и регуляторные основы для выхода на принципиально новый уровень экономических связей. Активно работает Деловой совет ШОС, призванный развивать сотрудничество деловых и финансовых кругов государств-членов организации. Межбанковское объединение, созданное ШОС, финансирует совместные инвестиционные проекты.
Пространство ШОС - это обширнейший рынок для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, реализации совместных проектов кооперации, охватывающих все сферы экономики.
По данным Секретариата ШОС, совокупный ВВП всех стран организации в 2020 году достиг 23% от общего мирового показателя, к 2030 году ожидается его рост до 35-40% мирового ВПП.
Внешнеторговый оборот государств-членов ШОС составил более 6,3 триллиона долларов США. При этом, объём взаимной торговли государств-членов составляет всего 5% от этой суммы. Совершенно очевидно, что данный показатель не соответствует имеющемуся огромному потенциалу.
На этом аспекте и заострил внимание участников саммита Президент Шавкат Мирзиёев, предложив разработать План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли.
На каких шагах сегодня требуется объединение усилий стран-членов ШОС, чтобы вывести взаимную торговлю на стабильную траекторию роста?
По всей видимости, это, прежде всего, поэтапное снятие ограничений, введённых в период активной фазы пандемии коронавируса и нарушивших привычные человеческие, торговые, логистические и производственные связи (например, карантины в портах, ограничения на авиаперевозки, автомобильные грузоперевозки, приостановка транзита грузов, трудовой миграции, туризма и другие).
План также может включать согласованные шаги, связанные с выявлением и устранением ограничений в торговле (тарифных и нетарифных барьеров), негативно влияющих на доступ продукции при осуществлении экспортно-импортных операций субъектами предпринимательства стран-членов ШОС.
Представляется важным продолжение взаимодействия и принятие совместных мер в сфере технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в целях их гармонизации с международными нормами и стандартами (Соглашениями ВТО по Техническим барьерам в торговле, по Санитарным и фитосанитарным мерам, Стандартами ISO, Кодексом Алиментариус и другими).
Согласованные шаги в сфере цифровизации таможенных процедур также востребованы временем. Внедрение принципов трансграничной безбумажной торговли не только сократит время на операции, но и повысит соблюдение нормативных требований, а также позволит напрямую вовлекать большее количество малых и средних предприятий в международную торговлю и трансграничную электронную коммерцию.
Проведённые в рамках ВТО исследования показывают, что внедрение безбумажной торговли, может обеспечить снижение торговых издержек в среднем на 14,3%. Таким образом, система безбумажной торговли может экономить средства участников внешнеэкономической деятельности.
Представляется, что эти и ряд других мероприятий могли бы составить основу при формировании Плана совместных действий.
В течение 20 лет ШОС непрерывно совершенствует механизм взаимодействия и расширяет торгово-экономическое сотрудничество, базируясь на принципах взаимного доверия, взаимной выгоды и стремлении к совместному развитию.
Исходя их этих подходов, инициатива, выдвинутая Президентом Узбекистана, непременно должна найти своё воплощение в жизнь, так как всецело направлена на совместное развитие и отвечает исконным интересам всех без исключения государств-членов Шанхайской организации.
Эксперт МИЦА: Президент Узбекистана призвал страны ШОС к более тесной промышленной кооперации и развитию инноваций
Инициативы Президента Шавката Мирзиёева способствуют формированию новой модели промышленной кооперации и развитию инноваций в странах ШОС, заявил в интервью ИА «Дунё» главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Арес Баязитов.
- В ходе состоявшегося саммита ШОС Президент Узбекистана выдвинул ряд ключевых инициатив по усилению промышленной кооперации и укреплению экономической взаимосвязанности между странами-членами ШОС с акцентом на развитие и внедрение высокотехнологичных, наукоёмких и инновационных разработок.
В данном контексте обращает на себя внимание выдвинутое Президентом Узбекистана ещё в 2020 году предложение о принятии «Программы стимулирования промышленной кооперации» среди стран-участниц ШОС.
Новая инициатива о создании Центров индустриальной кооперации станет логическим продолжением и будет выступать в качестве механизма реализации «Программы стимулирования промышленной кооперации».
Сегодня промышленная кооперация во всём мире признана одной из наиболее эффективных форм объединения усилий в секторе промышленного производства и позволяет не только получать прибыль, но и выдерживать острую конкурентную борьбу на глобальном уровне.
Примечательно, что государства-члены также выступают за развитие сотрудничества в сфере промышленности и промышленной кооперации в рамках ШОС, в том числе путём проведения ярмарок и выставочных мероприятий.
Работа постоянно действующих информационно-ресурсных центров будет содействовать в поиске, подборе и установлении связей между предпринимателями по вопросам реализации совместных проектов в сфере промышленности. Создание новых производственных мощностей будет способствовать развитию экономик стран-членов ШОС, созданию новых рабочих мест и росту благосостояния населения.
Ещё одна не менее важная инициатива, выдвинутая лидером Узбекистана, – это проведение Экономического форума и Недели инноваций ШОС в 2022 году в Узбекистане, также касается промышленной кооперации, прежде всего в сфере производства современной высокотехнологичной продукции, пользующейся долгосрочным спросом на мировых рынках.
В условиях современности, наука, технологии и инновации являются неотъемлемой частью экономик стран-участниц ШОС. Каждой экономикой движет та или иная форма производства, будь то производство товаров или услуг, во всех секторах, таких как сельское хозяйство, энергетика, образование, финансы, производство и туризм.
Данная инициатива отвечает интересам всех стран-участниц, которыми отмечается необходимость укрепления сотрудничества в сфере высоких технологий и внедрения в производство технологических достижений, а также в области обмена опытом по созданию индустриальных парков и торгово-промышленных кластеров.
Таким образом, проведение Экономического форума и Недели инноваций ШОС в 2022 году в Узбекистане определяется общим видением каждого государства-члена ШОС по использованию науки, технологий и инноваций для обмена знаниями и исследовательскими решениями, направленными на решение реальных проблем.
Данное мероприятие может послужить хорошей площадкой для проведения Совещания министров промышленности государств-членов для определения единых подходов развития экономик стран с учётом прогрессивно развивающихся технологий.
Важно отметить, что все инициативы, выдвинутые Президентом Узбекистана на Совете глав государств ШОС, носят исключительно прагматичный, ориентированный на совместное развитие характер и обоснованы чётко сформулированными и конкретными механизмами претворения их в жизнь.
Коллективные усилия по практической реализации этих инициатив, безусловно отвечают исконным интересам всех стран-членов ШОС и позволят вывести сотрудничество на качественно новый уровень.
Эксперт МИЦА: За прошедшие 20 лет своего существования ШОС сумела доказать на практике свою роль в вопросах укрепления как региональной, так и международной безопасности и мира
Ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Абду Малик Мирзажанов в интервью корреспонденту ИА «Дунё» прокомментировал итоги состоявшегося 16-17 сентября в столице Таджикистана юбилейного Саммита глав государств-членов ШОС:
- Данное событие имеет большое значение в истории Евразийского континента, так как за прошедшие 20 лет своего существования Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) сумела доказать на практике свою роль в вопросах укрепления как региональной, так и международной безопасности и мира. Имеет символический характер и то, что проведение данного мероприятия совпадает еще с одной датой, которую отмечает каждый год всё мировое сообщество, а именно 21 сентября, объявленное Генеральной Ассамблеей ООН «Международным днём мира», тем днём, философию которого вбирает в себя ШОС.
ШОС будучи организацией, деятельность которой направлена на обеспечение безопасности и поддержание стабильности на обширном Евразийском пространстве, также продолжает усиливать деятельность и в вопросах противостояния новым вызовам и угрозам, укреплению торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Сегодня существуют ряд угроз, которые напрямую влияют на вопрос обеспечения мира и стабильности, глобальной и региональной безопасности: терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, различные угрозы транснационального и трансграничного характера. На фоне этих угроз усиливается и киберугроза, соответственно вопросы обеспечения информационной безопасности обретают еще большую актуальность. Именно вопрос обеспечения информационной безопасности и учреждение ежегодного Научно-экспертного Форума ШОС по информационной безопасности, были подняты на данном мероприятии и своевременно инициированы Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в качестве тезиса с целью детального рассмотрения и воплощения. Тем самым, глава нашего государства ещё раз привлек внимание к выработке новых механизмов для практического противостояния киберугрозам и обеспечению информационной безопасности, выработке норм в регулировании и реализации данного вопроса.
ШОС является первой региональной организацией сотрудничества в области международной информационной безопасности. Следует отметить, что за 20 лет своей деятельности данная организация сумела выработать как механизмы в борьбе с киберпреступностью, так и мощную нормативно-правовую базу регулирующую обеспечение информационной безопасности.
Например, принятое 15 июня 2006 года в Шанхае на саммите ШОС Заявление по международной информационной безопасности вобрало в себя значение информационно-коммуникационных технологий в человеческой деятельности, ее роль в формировании глобальной информационной среды, а также значение для оборонной, политической, социокультурной и других составляющих национальной и общей системы международной безопасности.
Также существует Заявление Совета глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 года. В данном документе чётко отражена воля и позиция членов организации по предотвращению информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с задачами поддержания международного и регионального мира, безопасности и стабильности. Хотелось бы отметить, что обеспечение международной информационной безопасности, и механизмы в данном вопросе должны основываться на общепризнанных принципах международного права, включая Устав ООН, в частности, государственного суверенитета, политической независимости, территориальной целостности, суверенного равенства государств, неприкосновенности частной жизни, которые имеют первостепенное значение для формирования безопасного, и стабильного глобального информационного пространства.
В рамках данной организации существует Группа экспертов государств–членов ШОС по международной информационной безопасности. Усилиями данной Группы удалось выработать Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, которые были направлены 12 сентября 2011 года Генеральному секретарю ООН, после чего они были распространены в качестве официального документа 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
10 июня 2018 года руководителями стран организации по итогам заседания Совета была принята Циндаоская декларация в которой отмечена важность дальнейшего совершенствования деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, рассмотрения вопроса об организации системы мониторинга возможных угроз в глобальном информационном пространстве и противодействия им.
Сегодня ШОС остается приверженной вопросам обеспечения международной информационной безопасности и проводимые в её рамках встречи глав государств ШОС, а также конференции, семинары и другие мероприятия по вопросам обеспечения различных аспектов информационной безопасности нацелены на укрепление вопрос обеспечения безопасности.
Хотелось бы отметить, что инициатива главы Узбекистана об учреждении ежегодного Научно-экспертного форума ШОС по информационной безопасности, будет служить новой площадкой для выработки совместных усилий по созданию мирного, открытого и безопасного информационного пространства, основанных на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран.
Эксперт МИЦА: Инициатива Президента Узбекистана об учреждении «Посла доброй воли ШОС» является необходимой для реализации целей и задач организации
Начальник отдела изучения историко-культурного наследия и гуманитарных исследований Международного института Центральной Азии (МИЦА) Алишер Сабиров прокомментировал для ИА «Дунё» выдвинутую сегодня на Саммите ШОС в городе Душанбе в инициативу Президента Шавката Мирзиёева об учреждении института «Посла доброй воли ШОС»:
- Глава нашего государства на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Душанбе, наряду с актуальными инициативами по укреплению ещё большей сплоченности и взаимной поддержки в рамках организации, наращиванию регионального экономического сотрудничества, выработки согласованных подходов в отношении ситуации в Афганистане, выдвинул важные инициативы по развитию народной дипломатии путем активизации контактов на уровне парламентов регионов и широкой общественности.
Народная дипломатия – это совместная деятельность государственных и негосударственных организаций, направленная на расширение международных общественных связей государства, или международных организаций. Она представляет собой активное участие гражданского общества в международных отношениях и внешней политике. Другими словами, здесь активные участники не чиновники, а ученые, деятели искусства и культуры, бизнесмены, религиозные деятели, представители молодежи, обычные люди.
Это участие направлено на формирование определенного общественного мнения, а также на оказания влияния на состояние международных связей и отношений.
В этой связи инициатива Президента Узбекистана об учреждении «Посла доброй воли ШОС» является своевременной и необходимой для реализации целей и задач данной международной организации.
За относительно короткий срок ШОС превратилась во влиятельную международную организацию, играющую заметную роль в международных отношениях. Её территория объединяет почти половину населения планеты. ШОС играет важную роль в формировании нового типа взаимоотношений на Евразийском континенте. И в этом плане широкое применение механизмов народной дипломатии приобретает особую значимость.
Узбекистан уже сделал определенные шаги на этом направлении, создав в 2019 году по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Центр народной дипломатии ШОС. Главная задача Центра – укрепление доверия и добрососедства, межнационального и межконфессионального согласия, развитие межцивилизационного диалога.
В научном дискурсе прочно закрепилось понятие «публичная дипломатия», сутью которой является формирование имиджа и доверия стран, организаций и политики, через видных представителей общественности.
Например, за реализацию деятельности по распространению доверия к ООН на данный момент ответственен институт послов доброй воли.
Институт послов доброй воли ООН существует с 1954 года. В качестве посланников доброй воли, как правило, выступают мировые знаменитости, поддерживающие деятельность ООН и ее учреждений. Роль всемирно известных деятелей культуры, спорта и общественной жизни в продвижении идеалов и имиджа ООН велика.
Уверен, институт «Посла доброй воли ШОС» будет состоять из избранных выдающихся деятелей в области искусства, литературы, науки, музыки и спорта стран ШОС, которые добровольно посвятят свое время, талант и энергию делу повышения общественного сознания в отношении усилий ШОС, направленных на улучшение условий жизни стран организации и всего мира.
Это укрепление торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, разоружение и поддержание международного мира и безопасности, борьба с распространением наркотиков, помощь беженцам, инвалидам, детям, охрана окружающей среды и многое другое.
Следует отметить, что популярность – это одно из базовых требований к выбору послов доброй воли.
Например, в почетном списке послов доброй воли ООН значатся Анатолий Карпов, Роджер Мур, Мария Шарапова, Криштиану Роналдо, Майкл Дуглас, Николь Кидман, Анджелина Джоли, Шарлиз Терон, Миа Фэрроу и другие.
При этом кандидат на такой престижный пост должен работать на благо имиджа именно ШОС, а не продвигать свой собственный имидж.
По мнению экспертов, основные характеристики такой модели – безупречная репутация во время профессиональной деятельности, элегантность, благородство, следование правилам игры, работоспособность, смелость, демократичность, знание местных языков, истории и культуры.
На данном саммите Президент Узбекистана подчеркнул, что сейчас, когда мы являемся свидетелями растущей напряженности на глобальном и региональном уровнях, ШОС должна сохранить свою открытость, своевременно реагировать на общие вызовы, укреплять дружбу, добрососедство и доверие между народами.
Народная дипломатия – один из действенных механизмов достижения этих целей.
Эксперт МИЦА: Инициатива Узбекистана о подготовке Соглашения о сотрудничестве в сфере туризма имеет большую перспективу как дополнительный толчок регионального экономического и культурного развития
Прошедший 16-17 сентября в городе Душанбе юбилейный Саммит глав государств-членов ШОС можно с уверенностью назвать знаковым событием, отметил в интервью ИА «Дунё» главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Рамзиддин Гулямов.
- Прежде всего потому, что организация прошла исторический рубеж и отметила своё 20-летнее успешное развитие, - сказал эксперт. - За это время, безусловно, ШОС прошла огромный период становления как полноценной, авторитетной международной структуры, способной вырабатывать и реализовывать эффективные проекты во всех сферах многоплановых межправительственных отношений.
Напомним, что ШОС - постоянно действующая международная организация, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в городе Шанхае (Китай) Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Ей предшествовал механизм «Шанхайской пятерки».
С вхождением Пакистана и Индии в 2017 году в ШОС организация стала крупнейшей платформой сотрудничества с наибольшим географическим охватом и количеством населения. Сегодня это объединения занимает свыше 60% евразийского континента, 42% населения Земли. На территории Организации проживает около 800 миллионов людей в возрасте от 18 до 25 лет – или около половины всей молодежи человечества, что является самым мощным ресурсом.
На наш взгляд, отдельного внимания прошедшего Саммита заслуживает инциатива Узбекистана о подготовки соглашения о сотрудничестве в сфере туризма.
Данный механизм позволит привлечь дополнительные туристические потоки, создаст новые рабочие места и условия для развития экономики и привлечения инвестиций, углубит культурные связи.
Тем более, что странам ШОС есть что предложить туристам. На территории обширного объединения, составляющей 2/3 территории Евразии, расположены 143 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые не могут не заинтересовать потенциальных туристов.
Очевидно именно туристический сектор, который наиболее сильнее остальных отраслей пострадал от коронавируса COVID-19, может стать драйвером экономического развития. Хотя пандемия привела к большим трудностям и проблемам, но в то же время создала новые возможности, связанные с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Важным событием в туристической повестке стран-членов ШОС могла бы стать практика ежегодного объявления одного из городов страны, председательствующей в ШОС, туристической и культурной столицей организации, мобилизуя тем самым туристический интерес у населения объединения.
В этом контексте главные достопримечательности стран ШОС уже определены проектом «Восемь чудес ШОС». Ключевая идея этого проекта в том, что каждая страна предложила для приоритетного посещения одну из своих национальных достопримечательностей.
В Индии это Статуя Единства, в Казахстане – археологический комплекс Тамгалы, в Кыргызстане – озеро Иссык-Куль, в Китае – императорский дворец Дамин, в Пакистане – наследие Великих Моголов в городе Лахор, в России – «Золотое кольцо», в Таджикистане – дворец Навруз, в Узбекистане – архитектурный ансамбль Пои Калон.
В этой связи Узбекистан может предложить странам организации и туристическому сектору полный пакет услуг так называемых эффективных «туристических провайдеров».
Не случайно в городе Самарканде по указу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева за №3815 от 28 июня 2018 года был открыт Международный университет туризма «Шелковый путь», который может стать координирующим вузом для всех стран ШОС по подготовке специалистов в сфере туризма.
В целом Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма имеет большую перспективу как дополнительный толчок регионального экономического и культурного развития. При этом, как показывает мировая практика развития туризма для того, чтобы эта отрасль стала высокодоходной, необходима консолидация усилий всех участников туристского рынка, и в этом смысле обширное пространство ШОС обладает широкой туристической перспективой.
Эксперт МИЦА: Предложение Узбекистана по улучшению эпидемиологической ситуации на пространстве ШОС позволит странам снять ограничения для возобновления полномасштабного взаимодействия
Борьба с пандемией – залог дальнейшего развития государств-членов ШОС, отметила ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Елена Цай, комментируя для ИА «Дунё» итоги состоявшегося 16-17 сентября в Душанбе Саммите глав государств-членов ШОС:
- В рамках встречи прошло обсуждение вопросов дальнейшего углубления взаимодействия в сферах безопасности, информационных технологий, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспорта, культуры и спорта.
Одной из приоритетных тем, на которой было сосредоточено внимание, стала выработка совместных мер по преодолению последствий кризиса, вызванного COVID-19.
В рамках форума Узбекистан выдвинул инициативу по разработке и принятию «Дорожной карты» по налаживанию партнёрских связей между ведущими медицинскими центрами пространства ШОС в вопросах профилактики и лечения инфекционных заболеваний, постковидной реабилитации и взаимного признанию сертификатов вакцинации.
Цель инициативы - способствовать дальнейшему повышению эффективности взаимодействия государств-членов ШОС в предупреждении, выявлении и совместном реагировании на ситуации в период эпидемиологических угроз.
Предложение ориентировано на разработку превентивных мер по улучшению эпидемиологической ситуации на пространстве ШОС, обмен информацией, знаниями и опытом в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
Озвученная инициатива позволит странам вернуться к допандемийным условиям и снять ограничения для возобновления полномасштабного торгово-экономического, транспортно-коммуникационного и культурно-гуманитарного взаимодействия.
Реализация этой инициативы должна способствовать формированию единых условий для граждан стран ШОС при пересечении границ и предоставит более широкие возможности для свободного передвижения. Единая система также создаст систему контроля выдаваемых результатов анализов и сертификатов на межгосударственном уровне.
С самого начала пандемии государства-члены ШОС демонстрируют заинтересованность в противодействии этой угрозе и проявляют единство в вопросах оказания взаимопомощи по широкому спектру направлений.
В целях улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации созданы нормативно-правовая база и механизмы сотрудничества, такие как Совещание министров здравоохранения и Совещание глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Для согласования и выработки конкретных предложений в борьбе с пандемией проводятся регулярные онлайн встречи на межведомственном уровне.
Несмотря на усилия на этом направлении, а также тенденции уменьшения числа инфицированных в мире, включая регион ШОС, в ряде стран-членов организации сохраняется сложная ситуация с коронавирусом.
Предложенные Узбекистаном меры в перспективе помогут смягчить последствия последней волны и подготовить план по реагированию на вспышки в будущем для стран ШОС. Выдвинутые инициативы будут способствовать консолидации стран ШОС и задействованию потенциала организации в борьбе с пандемией, что в свою очередь благоприятно отразится на многоплановом сотрудничестве и укреплению авторитета этой многонациональной структуры.
Эксперт МИЦА: Принятие стратегии ШОС по развитию транспортной взаимосвязанности позволит ускорить создание разветвлённой сети коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг»
Ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Сергей Малков, комментируя для ИА «Дунё» итоги состоявшегося 16-17 сентября в столице Таджикистана юбилейного заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС), отметил, что Узбекистан является одним из инициаторов комплексного развития транзитно-транспортных коммуникаций в важном регионе Евразийского материка.
- Подобная позиция является во многом созвучной со странами Центральной Азии, поскольку регион не имеет выходов к мировым морским путям и в то же время находится в центре Евразийского материка и граничит с мировыми и региональными державами, - считает эксперт. - В этой связи именно ШОС является удобной площадкой для наращивания взаимодействия в области транспорта и логистики, поскольку территория стран-участников составляет более 34 миллионов квадратных километров, то есть 60% территории Евразии, а общая численность населения стран ШОС примерно равна 3,4 миллиарда человек (2021 год), – это половина населения планеты.
В настоящее время на обширном пространстве стран-членов ШОС существует порядка 20% всех мировых магистралей (более 13 миллионов километров) и около 250 тысяч километров железнодорожных полотен, которые являются элементами транспортной взаимосвязанности между странами и регионами.
В то же время существуют препятствия, мешающие развитию взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.
Согласно рейтингу (2018 год) логистической инфраструктуры Всемирного банка (учитывается 6 показателей: таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, мониторинг передвижения грузов, своевременность доставки, трудности доставки международных грузов.) из 155 государств страны ШОС расположились в следующем порядке: Китай занял 12-е место (в 2016 году – 9-е), Индия – 44 (36), Казахстан – 71 (77), Россия – 75 (99), Узбекистан – 99 (118), Кыргызстан – 108 (146), Пакистан – 122 (68), Таджикистан – 134 (153).
По оценкам специалистов, несмотря на определённые достижения, всем участникам ШОС необходимо помимо программ на государственном уровне предпринимать меры в рамках двусторонних и международных форматов для гармонизации внутренних транспортно-транзитных инструментов с целью развития имеющегося потенциала в транспортно-коммуникационной сфере ШОС.
Со стороны Президента Узбекистана неоднократно в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвигались инициативы, направленные на объединение усилий участников организации по созданию новых и улучшению существующих транспортно-логистических инфраструктур, в целях достижения общих интересов ШОС и расширения взаимовыгодной торговли между странами.
Так, 10 июня 2018 года на заседании СГГ ШОС в городе Циндао Китаем предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации в рамках организации. В итоговой Декларации саммита поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.
В Бишкеке в июне 2019 года Президент Узбекистана инициировал разработку Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.
По оценкам специалистов, предложения Узбекистана, выдвигаемые в том числе на площадке ШОС, носят своевременный и актуальных характер, поэтому находят серьёзную поддержку среди участников Организации. Наглядное доказательство – это утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в городе Ташкенте в ноябре 2019 года Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, – разработанной по инициативе Президента Узбекистана.
В целом принятие Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров позволит ускорить создание разветвлённой сети коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг», соединяющих государства-члены организации.
Развитие комплекса сети коридоров Центральной Азии в рамках данной стратегии позволит трансформировать регион, как это было в древности в перекрёсток трансконтинентальных транспортных коридоров на пространстве Евразии. В это случае коридор «Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия» способен обеспечить всем странам Центральной Азии выход на рынки Ближнего Востока и к портам Средиземного моря.
Другим перспективным проектом, который идеально дополнит существующую сеть дорог в рамках проекта «Восток-Запад» должна стать железная дорога Узбекистан–Кыргызстан–Китай.
Помимо этого, инициатива Узбекистана по прокладке железной дороги от Мазари-Шарифа через Кабул до Пешавара позволит Индии и Пакистану сформировать прямые выходы к странам Центральной Азии и Европе, а также внесёт позитивный импульс в урегулирование ситуации в Афганистане и его развитие, что будет отвечать интересам не только ШОС, но и всем странам Евразийского континента.