Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству

В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
Поворотным моментом в этом процессе стал первый исторический Саммит глав государств ССАГЗ и стран ЦА в Джидде (19 июля 2023 года), заложивший основу для долгосрочного стратегического сотрудничества.
Второй саммит указанного диалога запланирован на май 2025 года в Самарканде. Выбор Самарканда в качестве площадки для проведения подобного важного саммита неслучаен. На протяжении столетий этот прославленный город, расположенный на перекрестке главных дорог Великого шелкового пути, был важным центром диалога цивилизаций, дипломатического, торгового и культурного обмена между Востоком и Западом. В этой связи проведение мероприятия в Самарканде призвано придать новый импульс историческим связям.
I. Исторические узы и их трансформация
Многовековые связи между Центральной Азией и Аравийским полуостровом создают прочную основу для возрождения взаимовыгодного сотрудничества.
Еще со II века до н.э. Великий шелковый путь обеспечивал активный товарообмен: из Центральной Азии в Аравию поставляли шелк, бумагу, драгоценности и лошадей, а обратно везли благовония, пряности и ювелирные изделия. Это создало основу нашей цивилизационной взаимосвязанности.
С распространением ислама в VIII веке взаимодействие вышло на новый уровень. Особое место в данном процессе занял знаменитый Дом Мудрости («Байт-уль-Хикма») в Багдаде, где выдающиеся учёные Центральной Азии и арабского мира вместе закладывали основы глобальной науки.
Самарканд, Бухара и Мерв стали не только торговыми, но и интеллектуальными центрами исламского мира. Ученые региона внесли огромный вклад в теологических и светских знаниях: аль-Бухари и ат-Тирмизи систематизировали хадисы, аль-Хорезми разработал алгебру, а аль-Фараби и Ибн Сина объединили античную философию с исламской мыслью.
Особую роль в развитии исламской науки играли города Мекка и Медина, которые превратились в ключевые центры изучения хадисов, где такие ученые как Ибн Аббас и Малик ибн Анас, разработали методологию сбора и проверки хадисов, ставшую фундаментом для всей исламской юриспруденции.
Эта сеть интеллектуальных центров, простиравшаяся от Аравийского полуострова до Центральной Азии, обеспечила беспрецедентную циркуляцию знаний, что привело к формированию единого научного пространства исламского мира.
Однако с XVI века традиционные связи стали ослабевать из-за ряда геополитических и геоэкономических изменений. Открытие морских торговых путей во время Великих географических открытий изменило глобальные маршруты торговли, сделав сухопутные пути менее значимыми. В XX веке влияние международных процессов на регионы и возникшие идеологические барьеры еще больше отдалили их.
Данный этап характеризуется политико-дипломатической солидарностью ССАГЗ с ЦА и ограниченными, но важными экономическими контактами. Страны Залива одними из первых официально признали суверенитет новых республик Центральной Азии.
При этом открытие посольств в центрально-азиатских столицах носило не только формальный характер, но и служило особым политическим сигналом о готовности ССАГЗ поддержать страны ЦА в их мирном становлении и развитии.
II. Современная динамика межрегиональных отношений
Качественно новый этап взаимодействия между Центральной Азией и странами Залива происходит с 2020 года. Знаковым трендом данного периода стало развитие институциональных форм сотрудничества. Подтверждением тому служат первый саммит глав государств и две министерские встречи, состоявшиеся в 2022, 2023 и 2024 годах.
По итогам данных встреч принят План совместных действий на 2023-2027 годы, который сегодня служит первым концептуальным документом, определяющим долгосрочные направления взаимовыгодного партнерства.
В результате наблюдается ощутимый прогресс в динамике многосторонних отношений в виде заметного оживления торговых, туристических и инвестиционных обменов.
Общий объем инвестиций стран ССАГЗ в Центральную Азию в последние годы демонстрирует устойчивый рост, увеличившись почти в 3 раза с 2022 года. Финансовое взаимодействие также развивается в рамках механизмов исламского финансирования. Исламский банк развития (IsDB) инвестировал $9,1 млрд в страны СНГ, причем 60% этих средств направлен в ЦА.
Центральная Азия превращается в привлекательный полюс для туристов из ССАГЗ. Например, в 2023 году Узбекистан посетили более 8,3 тыс. туристов из региона ССАГЗ, а в 2024 году 12 тыс. (рост на 44,5% по сравнению с 2023 годом). Самый большой прирост из КСА (71%) и ОАЭ (51%).
Всё это стало возможным благодаря кардинальным изменениям в межгосударственных отношениях в Центральной Азии. Подтверждением тому служат запуск механизма Консультативных встреч между главами государств Центральной Азии и быстрое нахождение взаимоприемлемых решений всех спорных вопросов.
Вследствие чего за довольно короткий промежуток времени Центральная Азия превратилась от потенциального очага конфликтов в зону стабильности, добрососедства и процветания.
Это позитивно сказывается на совокупных экономических показателях региона. За последние 7 лет общий объем ВВП стран ЦА вырос на 6,3%, внутрирегиональная торговля возросла в 4,4 раза, объемы взаимных инвестиций выросли почти в 2 раза.
Ещё одним важным трендом является растущая политическая субъектность Центральной Азии. Об этом свидетельствуют созданные форматы диалога «ЦА плюс», которые позволяют сопрягать различные интересы внешних партнеров, направляя их в конструктивное русло в интересах устойчивого развития Центральной Азии. Сегодня достаточно плодотворно развиваются более 10 подобных диалоговых площадок, из них 6 были созданы за последние 5 лет, среди которых ЦА-ССАГЗ.
Резюмируя вышеперечисленные факторы, можно констатировать, что последние годы прошли под знаком восстановления исторических связей между двумя регионами, возведения концептуальных и институциональных форм многостороннего сотрудничества, а также выявления ключевых направлений взаимовыгодного партнерства.
III. Стратегические цели сотрудничества
Центральная Азия и страны ССАГЗ имеют схожие цели в политическом, экономическом и социальном развитии, а также общие подходы по международным и региональным вопросам.
Страны двух регионов продолжают курс на взаимную поддержку в рамках таких влиятельных международных структур, как Организация Объединенных Наций, Организация исламского сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества и Движение неприсоединения.
Оба региона стремятся к диверсификации своих экономик, снижению зависимости от сырьевых ресурсов и созданию устойчивых моделей роста. Для стран ЦА это означает развитие промышленности, сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры, тогда как для государств Залива – продвижение инновационных технологий, «зеленой» экономики и туризма.
Стратегические программы развития стран обоих регионов перекликаются по целям и задачам: Saudi Vision 2030, Oman’s Vision 2040, Bahrain’s Economic Vision 2030, We The UAE 2031, Qatar National Vision 2030, Kuwait Vision 2035, национальные стратегии развития Кыргызстана до 2040 г., Казахстана до 2050 г., Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана до 2030 г. открывают широкие возможности для взаимовыгодного партнерства.
Иными словами, государства двух регионов объединены едиными целями по обеспечению качественной трансформации своих экономик от сырьевой модели развития к инновационной, которая предполагает высокую концентрацию производства, научно-технических знаний и новых технологий.
И ССАГЗ, и Центральная Азия переживают позитивную динамику экономического роста. В среднем экономика Центральной Азии в 2022-2024 годы росла ежегодно на 4,7%. По оценкам ЕАБР, в 2024 году номинальный ВВП Центральной Азии составил около $520 млрд.
Аналогичная ситуация наблюдается в экономиках арабских государств Залива. В частности, в 2023 году рост совокупного ВВП в странах ССАГЗ оценивался в 1,5% после рекордного роста на 7,9% в 2022 году. В 2024 году рост ВВП региона составил около 2%.
Следующим объединяющим фактором является взаимодополняемость экономик двух регионов. Залив занимает ключевое место в архитектуре глобальной энергобезопасности.
ССАГЗ также весомый международный инвестиционный центр, выступающий в качестве финансовой опоры для развивающихся экономик.
В ЦА сосредоточено порядка 20% мировых запасов урана, 7% – нефти и природного газа, значительные залежи редкоземельных металлов, а также мощный потенциал в области гидро и солнечной энергетики. Наряду с этим Центральная Азия богата растущим пулом трудовых ресурсов.
И ССАГЗ, и Центральная Азия имеют стратегически важное расположение. Если Залив находится на пересечении главных морских торговых путей между Европой, Азией и Африкой, то Центральная Азия является стратегическим перекрестком на стыке важных наземных транспортных коридоров. Иными словами, обоим регионам с геостратегической точки зрения отведена роль соединителя глобальных цепочек производства и поставок.
Все вышеперечисленные факторы делают государства двух регионов естественными партнёрами, создавая благоприятные условия для интенсификации торгово-инвестиционного сотрудничества и реализации крупных совместных проектов в различных отраслях. Осознавая это, ЦА и ССАГЗ уже приступили к налаживанию долгосрочного взаимодействия по целому ряду взаимовыгодных направлений.
IV. Новые горизонты партнерства
Достигнутый уровень сотрудничества, особенно в последние 7-8 лет впечатляет, но абсолютно не отражает тот огромный потенциал, который накоплен странами двух регионов. В этой связи, предлагается сфокусировать совместные усилия на следующих стратегических направлениях, которые в совокупности могут обеспечить мультипликативный эффект.
Первое, необходима интенсификация торговых обменов. В 2024 г. объём товарооборота между странами Центральной Азии и Совета сотрудничества арабских государств Залива составил около $4 млрд. Это менее 1% торговли ССАГЗ с внешним миром, менее 2% товарооборота центрально-азиатских государств с зарубежными партнёрами. Подобная ситуация актуализирует необходимость разработки и принятия многостороннего Торгового соглашения, инициированного Президентом Республики Узбекистан в ходе первого саммита Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива.
Второе, выстраивание эффективной модели межрегиональной взаимосвязанности невозможно без объединения государств двух регионов надежной и разветвленной транспортной сетью. Недостаточная развитость транспортно-логистической инфраструктуры является основным барьером на пути интенсификации торгово-экономических обменов.
В этой связи Узбекистан выступает за развитие межрегиональных транспортных проектов. Среди них ключевую значимость имеет проект Трансафганского коридора, предложенного Президентом Узбекистана уже на первом саммите «Центральная Азия + ССАГЗ». Его успешная реализация, по оценкам специалистов, позволит диверсифицировать торговых направлений и снизить логистические издержки.
Так, Центральная Азия могла бы стать «воротами» для входа товаров и услуг Залива в обширный Евразийский рынок. Это даст мощнейший импульс развитию зарождающегося ненефтяного сектора арабских государств. В то же время центральноазиатские государства через морские порты ССАГЗ приобретут кратчайший выход к мировому рынку.
Третье, взаимовыгодный характер носит инвестиционное сотрудничество. Центральная Азия представляет собой емкий рынок с растущей инвестиционной привлекательностью. Регион предлагает ресурсы, транзитные коридоры и демографический потенциал, которые становятся естественным объектом внимания инвестиционных фондов со всего мира.
Государства ЦА отличаются от других рынков внутренней политической стабильностью и нейтралитетом во внешней политике, что делает их безопасной гаванью для долгосрочных вложений.
Все вышеперечисленные факторы в совокупности с возможностями для государств Залива по диверсификации своего инвестиционного портфеля делает регион ЦА потенциально естественным местом концентрации арабских инвестиций. Подобная перспектива требует систематизации и координации нынешнего уровня инвестиционного взаимодействия. Страны двух регионов могли бы создать конкретные финансовые механизмы сотрудничества, которые будут координировать крупные проекты в инфраструктуре, энергетике и высоких технологиях.
Четвёртое, перспективным направлением является развитие сотрудничества в области агропромышленности. Страны Центральной Азии могли бы взять на себя ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности региона ССАГЗ. Данное направление для арабских государств Залива имеет жизненно важное значение. В частности, ССАГЗ импортирует 85% продуктов питания. Ожидается, что к 2028 г. потребности продовольственного рынка ССАГЗ достигнут 59,6 млн. тонн.
В этой связи страны ССАГЗ и ЦА могли бы создать совместные агрокластеры, конечный продукт которых будет экспортирован в регион Залива.
Пятое. Страны ЦА и ССАГЗ также могли бы развивать сотрудничество в области продвижения цифровых технологий посредством создания программ обмена специалистами и совместных проектов в области электронного правительства, кибербезопасности и финтеха.
Следующим шагом могло бы стать совместное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Центральной Азии, включая строительство сетей 5G и дата-центров. Это даст дополнительные стимулы компаниям и фондам государств Залива найти свою нишу в технологической отрасли центральноазиатских стран.
Ещё одним важным направлением является укрепление научно-интеллектуального взаимодействия. Исследовательские институты, аналитические центры двух регионов должны играть особую роль в определении приоритетных направлений развития отношений.
В этой связи уже в ближайшее время планируется провести в Ташкенте (Узбекистан) первый форум аналитических центров стран Центральной Азии и ССАГЗ на общую тему: «Укрепление стратегического партнерства между Центральной Азией и ССАГЗ: от исторических связей к всеобъемлющему сотрудничеству», в котором изъявили желание принять участие ведущие «мозговые центры» наших двух регионов.
Организаторами первого межрегионального форума выступают Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан и ведущий саудовский исследовательский Центр «Gulf Research Center».
Предполагается, что этот форум станет началом регулярного экспертного взаимодействия. Создаваемая платформа может стать одним из многих инструментов, способствующих более эффективному взаимодействию между Центральной Азией и странами Залива, дополняя официальные механизмы сотрудничества.
В целом, сотрудничество между Центральной Азией и Советом сотрудничества арабских государств Залива открывает реальные стратегические перспективы. Объединяющим началом выступает не только культурно-историческая близость, но взаимодополняемый характер экономик. Вместе эти два региона могут выстроить взаимовыгодную модель партнёрства, где устойчивое развитие, продовольственная и энергетическая безопасность, а также цифровая трансформация станут основой нового формата многостороннего взаимодействия.
Элдор Арипов, |
Абдулазиз Сагер, |