Дипломатия Нового Узбекистана: динамичные и эффективные шаги

Взгляд на внешнюю политику Нового Узбекистана
Ушедший год оказался исключительно успешным для нашей страны. В свете беспрецедентных и стремительных изменений в жизни государства, а также все более комфортного и привлекательного облика наших городов и сел, можно с уверенностью утверждать, что прошедший год стал всесторонне успешным, благоприятным и полным достижений.
В этом утверждении есть определенная истина: идея Нового Узбекистана глубоко укоренилась в сознании народа, вдохновляя каждого из нас на достижение великих целей и превращаясь в общенациональное движение.
Как отмечает Президент Шавкат Мирзиёев: «Мечты и чаяния нашего народа, формировавшиеся на протяжении веков в различных идеях и практических действиях, сегодня воплощаются в концепции Нового Узбекистана».
Анализируя происходящие в стране изменения, можно смело утверждать, что в минувшем году статус Узбекистана как конкурентоспособного государства и надежного партнера на международной арене значительно укрепился. Более того, конструктивные инициативы, имеющие международное и региональное значение, получили единодушную поддержку мирового сообщества.
Данное развитие событий является логичным продолжением прогрессивных концепций и инициатив, предложенных главой нашего государства – Шавкатом Мирзиёевым.
В подтверждение этого можно сослаться на множество искренних поздравлений и пожеланий, направленных Президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирзиёеву в связи с наступлением 2025 года, началом священного месяца Рамазан и праздника Навруз от глав иностранных государств, парламентов и правительств, а также от авторитетных международных и региональных организаций, глобальных финансовых институтов, известных политиков, а также общественных и религиозных деятелей. В своих посланиях лидеры государств и представители международных организаций выразили свое уважение и признание многонациональному Узбекистану и его Президенту, пожелав мира, благополучия, процветания и успехов.
Восемь лет назад Шавкат Мирзиёев определил основные принципы и приоритетные направления внешней политики Узбекистана – открытость, прагматизм, конструктивность, активность и приверженность миру. И эта политика вновь демонстрирует свою эффективность и приносит ощутимые результаты.
Поздравления мировых лидеров по случаю Нового года, началом месяца Рамазан и Наврузом также подчеркивают положительную динамику реформ в Узбекистане. В международных кругах отмечается ускоренное развитие страны, создание достойных условий для жизни граждан, а самого Шавката Мирзиёева называют выдающимся государственным и политическим деятелем мирового уровня.
Таким образом, с точки зрения активной внешней политики Нового Узбекистана, можно сделать вывод, что в условиях глобальных изменений, новых вызовов и угроз дипломатия Нового Узбекистана добилась значительных успехов в укреплении экономического и политического потенциала страны, защите национальных интересов и улучшении международного имиджа государства.
Безусловно, главным архитектором концепции внешнеполитической деятельности Узбекистана является Шавкат Миромонович Мирзиёев, который посвятил всю свою жизнь самоотверженному служению народу. Его решимость, твердая воля и, что самое важное, непоколебимая вера в светлое будущее нашей страны нашли свое отражение в нынешнем внешнеполитическом курсе.
В основе идеи «Нового Узбекистана» лежит более чем трехтысячелетний исторический опыт национальной государственности, а также принципы укрепления дружественных отношений с мировым сообществом на основе мира и согласия. Узбекистан неизменно придерживается этих стратегических принципов, выполняя все свои обязательства перед партнерскими государствами и международными организациями.
Несмотря на сложные и напряженные изменения в международной политике в минувшем году, Новому Узбекистану удалось подтвердить свою приверженность принципам равноправия в международных отношениях, уважения суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других стран, а также другим общепризнанным принципам международного права. Более того, страна продемонстрировала свою готовность выстраивать внешние отношения с учетом как национальных интересов, так и глобальных тенденций развития.
«В эпоху фундаментальных трансформаций в структуре и динамике международных отношений, когда формируется новый баланс сил в мире, в основе каждого нашего шага, каждого принятого закона и решения должны стоять исключительно интересы народа и Родины», – подчеркивает глава нашего государства.
Основополагающим принципом внешнеполитической деятельности, осуществляемой лидером нашей страны, является обеспечение приоритетной защиты национальных интересов в любых обстоятельствах. Неслучайно Президент особо подчеркивает: «Моя главная цель – сделать народ довольным и видеть его счастливым», – что несет в себе глубокий смысл.
При написании этих строк невольно вспоминаются слова великого предка Бахоуддина Накшбанда, который утверждал, что идеальным государством должен управлять «философ-правитель», обладающий способностью «внешне быть с народом, но внутренне – с истиной». Не менее важно и то, что великий мыслитель Мир Алишер Навои в своих бессмертных трудах неизменно прославлял правителей, которые проявляют заботу о судьбе народа и его благополучии.
В этом контексте примечательно, что Шавкат Мирзиёев, участвуя в международных форумах и встречаясь с лидерами государств и международных организаций, неизменно выступает в защиту интересов нашего народа. Его глобальный взгляд, инициативы по решению сложных международных вопросов, высокая работоспособность, а также искренность и человечность неизменно вызывают уважение и восхищение его собеседников.
Обратится к цифрам: в течение прошедшего года Президент Шавкат Мирзиёев совершил 17 международных визитов, в ходе которых состоялось свыше 100 различных встреч и переговоров. В 2025 году совершены визиты официальные визиты в ОАЭ, Малайзию, Кувейт и государственный визит во Францию. 3-4 апреля в Самарканде состоится первый саммит ЕС – Центальная Азия с участием Президента Европейского Совета Антониу Кошта и Президента Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен. Саммит пройдет под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева при участии лидеров Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
За прошедший год глава государства принял участие в более чем 140 международных мероприятиях. Было подписано свыше 264 двусторонних и многосторонних международных соглашений и документов. В рамках двусторонних и многосторонних мероприятий достигнуты договоренности по реализации более 2000 инвестиционных проектов, а общий объем инвестиционных и торговых сделок составил почти 120 миллиардов долларов США.
Новая Центральная Азия: эффективная модель регионального сотрудничества
Сегодня развитие продуктивных и системных связей между странами Новой Центральной Азии, ведущими партнерами, авторитетными международными и региональными организациями, финансовыми институтами остается в центре внешнеполитической повестки Узбекистана.
По мнению ведущих зарубежных экспертов, в последние годы Центральная Азия превратилась в регион безопасности, стабильности и устойчивого развития, а ее привлекательность для международных партнеров продолжает расти.
Следует особо отметить, что с момента вступления в должность Президента Шавкат Мирзиёев определил Центральную Азию как главный приоритет внешней политики страны. В результате были кардинально улучшены отношения с соседними государствами.
Сегодня концепция Новой Центральной Азии становится реальностью. Регион стремительно развивается, превращаясь в центр экономического роста и инвестиционной активности. Используя уникальные исторические возможности, Центральная Азия становится пространством взаимовыгодного сотрудничества, безопасности и устойчивого развития.
В этом контексте важно отметить, что в прошлом году глава нашего государства совершил семь визитов в соседние страны.
Например, в августе 2024 года Президент Шавкат Мирзиёев совершил государственный визит в Казахстан. По итогам системных и практических усилий уровень узбекско-казахстанского сотрудничества был поднят на высший уровень союзнических отношений, что получило высокую оценку международных политических кругов.
В ходе переговоров были достигнуты следующие ключевые договоренности: во-первых, рассмотрен вопрос о создании Межпарламентского форума с участием двух палат парламентов.
Во-вторых, принято решение о формировании Совета министров иностранных дел как нового современного формата сотрудничества.
В-третьих, была принята Программа стратегического партнерства и союзнических отношений, рассчитанная на период с 2024–2034 годы, направленная на дальнейшее углубление всестороннего сотрудничества между государствами.
Наиболее важным достижением стало соглашение о продолжении тесного сотрудничества в области совместного использования трансграничных водных ресурсов, что ранее являлось сдерживающим фактором в развитии межгосударственных отношений.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял участие в Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей в городе Астана. Эти регулярные встречи, ставшие доброй традицией за последние годы, способствуют открытому диалогу, продвижению важных инициатив и реализации крупных многосторонних проектов, кардинально изменивших облик региона.
Объем взаимной торговли, инвестиций, грузоперевозок и поездок граждан увеличился в несколько раз. Интерес международных партнеров к региону также значительно возрос, что подтверждается активным проведением встреч в формате «Центральная Азия плюс».
На данных встречах глава нашего государства представил несколько инициатив, направленных на углубление регионального сотрудничества:
во-первых, налаживание регулярных встреч Экономического совета;
во-вторых, поддержка и стимулирование промышленной кооперации, а также учреждение инвестиционного совета Центральной Азии;
в-третьих, создание Банка инновационного развития и проведение совместных инвестиционных форумов на регулярной основе;
в-четвертых, заключение Соглашения о транспорте и транзите, а также организация экспертной конференции с участием министерств транспорта, перевозчиков, экспедиторов, логистических компаний и специалистов;
в-пятых, внедрение инновационных методов в аграрном производстве, использование водосберегающих технологий в целях обеспечения продовольственной безопасности.
Президент Узбекистана активно продвигает не только интересы страны, но и всего региона на глобальных площадках. Ярким примером указанной тенденции служит его речь на IX ежегодном заседании Совета управляющих Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
В настоящее время численность населения Центральной Азии превысила 80 миллионов человек. Ожидается, что валовой внутренний продукт региона в ближайшие пять лет достигнет 700 миллиардов долларов США. При этом спрос на крупные инфраструктурные проекты в регионе с каждым днем продолжает расти. В связи с этим Глава Узбекистана выступил с инициативой создания регионального центра по широкому внедрению водосберегающих технологий в сотрудничестве с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.
Следует отметить, что предстоящий первый Cаммит ЕС – Центральная Азия станет ключевой возможностью для Европейского Союза продемонстрировать свой геополитический интерес в углублении двустороннего взаимодействия и расширении регионального сотрудничества с Центральной Азией. В условиях изменяющегося геополитического ландшафта, отношения между ЕС и Центральной Азией приобретают все большее стратегическое значение. В 2019 году ЕС принял новую Стратегию по Центральной Азии, которая подчеркивает растущее стратегическое значение региона для интересов ЕС и основывается на позитивных изменениях в региональном сотрудничестве за последние годы. Обновленная стратегия направлена на развитие более прочного, современного и инклюзивного партнерства с государствами Центральной Азии, чтобы регион стал cильнее, более устойчивым к вызовам, процветающим и тесно взаимосвязанным экономическим и политическим пространством.
В ходе второго саммита «Центральная Азия – Германия» Шавкат Мирзиёев уделил особое внимание вопросам устойчивого развития региона и изложил свои взгляды на основные направления сотрудничества с Германией.
Первое направление. Разработка Концепции развития сотрудничества, охватывающей программные мероприятия в приоритетных отраслях и рассчитанной на долгосрочную перспективу. В целях подготовки данного документа рассматривается возможность создания Форума аналитических центров «Центральная Азия – Германия» и проведения его первого заседания в 2025 году в одном из древнейших городов – Хиве, где проживала большая община немецких меннонитов.
Второе направление. Создание Совета инвесторов и предпринимателей «Центральная Азия – Германия». Предложено провести его первую встречу в 2025 году в Узбекистане в рамках Ташкентского инвестиционного форума, а также рассмотреть возможность принятия многостороннего межправительственного соглашения о поощрении и защите инвестиций.
Третье направление. Развитие партнерства в области стратегически важных сырьевых ресурсов на основе внедрения передовых знаний и технологий Германии. В этом контексте речь идет о реализации проектов по организации поставок продукции в Германию и другие страны Европейского Союза.
Четвертое направление. Налаживание диалога между странами Центральной Азии и Германией в сфере энергетики.
Пятое направление. Для достижения общих целей в борьбе с климатическими изменениями, планируется реализация совместных образовательных программ и академических обменов на базе Университета Центральной Азии.
Шестое направление. Проведение совместной конференции по развитию альтернативных транспортных коридоров, связывающих Центральную Азию с Европой. Предполагается обсуждение перспектив и возможностей совершенствования альтернативных транспортных магистралей, обеспечивающих связь между Центральноазиатским регионом и Европой, ввиду их недостаточной развитости, что является одним из крупнейших барьеров для развития сотрудничества.
Во время государственного визита во Францию по приглашению Президента Эммануила Макрона была подписана Совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства, а также солидный пакет соглашений по различным направлениям взаимодействия.
В ходе государственного визита были также подписаны:
межправительственное Соглашение о создании Узбекско-Французского университета;
межправительственное Соглашение о реадмиссии;
Программа сотрудничества министерств иностранных дел на 2025–2026 годы;
Программа сотрудничества с Французским агентством развития на 2026 – 2030 годы;
Декларация о сотрудничестве в рамках международных организаций;
Декларация о сотрудничестве в сфере здравоохранения;
Протокол о расширении преподавания французского языка;
Декларация о сотрудничестве в сферах музыки, кино и театра;
соглашения о сотрудничестве Фонда развития культуры и искусства с Министерством культуры, Национальным институтом культурного наследия Франции и Французским институтом исследований Центральной Азии;
Протокол об установлении партнерских отношений между городами Ташкентом и Парижем, а также другие двусторонние документы.
Лидер нашей страны принял участие в работе «круглого стола» с руководителями ведущих компаний, банков и организаций Франции. Принята Программа сотрудничества в инвестиционной и инновационной сферах, предусматривающая реализацию конкретных проектов кооперации на сумму 6,5 миллиарда евро. За значительный вклад в развитие двустороннего сотрудничества Президент Республики Узбекистан был награжден Орденом Почётного легиона – высшей наградой Французской Республики.
Действительно, в последние годы Новый Узбекистан становится международной диалоговой платформой для обсуждения актуальных глобальных и региональных вопросов и поиска конструктивных решений.
В этой связи заслуживает особого внимания заявление Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, который назвал Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева инициатором создания надежных мостов в регионе и посланником мира. Руководство Европейского совета также особо отмечает, что глава Узбекистана становится генератором множества инициатив и идей, направленных на укрепление мира и стабильности в регионе, а также на расширение торговли и сотрудничества между странами Центральной Азии.
В иностранных изданиях влиятельные политические деятели акцентируют внимание на том, что внешнеполитический курс, реализуемый Шавкатом Мирзиёевым, представляет собой пример рационального решения глобальных и региональных проблем. Этот подход, по их мнению, достоин глубокого изучения, анализа и применения в практике международных отношений.
Узбекистан и ООН: успешное сотрудничество на пути решения глобальных проблем
Узбекистан развивает эффективное сотрудничество с ООН и ее специализированными учреждениями в вопросах решения глобальных вызовов. В рамках ООН наша страна успешно реализует 140 совместных программ и проектов. Только за последние годы по инициативе Узбекистана были приняты 11 специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.
В 2024 году Узбекистан посетили пять заместителей Генерального секретаря ООН. Наша страна была избрана в состав Экономического и Социального Совета ООН (ECOSOC) и Административного совета Международной организации труда. Впервые представитель Узбекистана стал членом Комитета ООН по правам человека. В Ташкенте начала свою работу еще одна специализированная структура ООН – представительство Международного фонда сельскохозяйственного развития.
Совместно проводятся крупные международные мероприятия, посвященные вопросам глобальной повестки, включая продовольственную безопасность, развитие туризма, борьбу с бедностью и изменением климата, а также сохранение биологического разнообразия. В 2025 году в Самарканде состоится 43-я Генеральная конференция ЮНЕСКО. На переговорах в Париже с генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле обсуждены перспективы дальнейшего развития взаимодействия и вопросы подготовки
43-й сессии Генеральной конференции организации.
Следует отметить, что инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, выдвигаемые на крупнейших международных саммитах, получают широкую поддержку со стороны ООН.
Так, в прошлом году на Саммите мировых лидеров, организованном в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29), приняли участие главы государств и правительств более чем 200 стран, руководители международных организаций и финансовых институтов. В ходе этого авторитетного саммита Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о готовности страны к активному участию в преодолении последствий глобальных климатических изменений и выдвинул ряд значимых инициатив.
Первая инициатива. Создание Международного центра по оценке климатических потерь и ущерба с целью расширения технической поддержки развивающимся странам со стороны ведущих государств и международных институтов в выявлении климатических рисков.
Вторая инициатива. Разработка под эгидой ООН Декларации о сохранении целостности речных экосистем и обеспечении экологической безопасности.
Третья инициатива. Создание в Узбекистане инновационного агропромышленного хаба ООН для государств, не имеющих выхода к морю.
Четвертая инициатива. Формирование Альянса мировых климатических столиц для трансфера передовых знаний и передового опыта в области устойчивого развития мегаполисов и городов, страдающих от последствий изменения климата, а также проведение его первого форума в Ташкенте. Данные инициативы получили широкую поддержку со стороны государств-участников саммита.
Активное участие Узбекистана в саммите было особо отмечено руководителями иностранных государств и экспертами. Выдвинутые Президентом Шавкатом Мирзиёевым инициативы глобального масштаба стали мощным стимулом для развития устойчивых практик и открыли новые возможности для международного сотрудничества, что стало значимым событием для мирового сообщества.
Международная пресса также обратила внимание на то, что в рамках данной конференции ООН по климату, прошедшей в Баку, Президент Шавкат Мирзиёев провел более десяти переговоров с лидерами различных государств и руководителями международных организаций. В ходе встреч были обсуждены вопросы восстановления региона Приаралья, а также перспективы проведения в 2025 году в Узбекистане крупных международных мероприятий доноров Глобального экологического фонда.
Прагматичная и многовекторная внешняя политика – стратегический курс Нового Узбекистана
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы зафиксировано, что государство продолжит вести прагматичную и многовекторную внешнюю политику, основанную исключительно на национальных интересах, в целях обеспечения благополучия народа.
Поддержание сбалансированного и постоянного диалога с партнерскими государствами и в рамках международных организаций по региональным и глобальным вопросам, проведение двусторонних и многосторонних встреч, организация консультаций на различных уровнях в политической, экономической и культурной сферах принесли свои плоды в прошедшем году.
В данном направлении особое место заняло участие Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в саммите Организации тюркских государств, прошедшем в городе Шуша (Азербайджан) под лозунгом «Создание устойчивого будущего через транспорт, взаимосвязанность и климатические действия». Этот саммит стал значимой вехой в истории внешней политики нашей страны.
Узбекистан, став полноправным членом Организации тюркских государств всего пять лет назад, за короткий срок наладил взаимовыгодное и широкомасштабное сотрудничество более чем в 30 ключевых направлениях.
В рамках престижного саммита глава нашего государства представил инициативы, направленные на укрепление единства и интеграции в тюркском мире, расширение доступа на ведущие мировые рынки, возрождение Великого шелкового пути в новых исторических условиях, развитие международных транспортных коридоров, а также углубление сотрудничества в сфере альтернативной энергетики. Единогласная поддержка этих инициатив государствами-участниками является очередным успехом узбекской дипломатии Нового Узбекистана.
В прошлом году Узбекистан также укрепил свои позиции в рамках таких международных стратегических платформ, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС, активно защищая экономические интересы страны, способствуя развитию многосторонней торговли, обеспечению безопасности и стабильности в регионе, а также продвижению региональных вопросов на международной арене.
Так, в 2017 году Узбекистан официально уточнил принципы своего участия в политико-дипломатической деятельности СНГ, сделав акцент на углублении экономического сотрудничества. В последние годы страна активно участвует в работе СНГ и его структур, выдвигая предложения по расширению многостороннего взаимодействия в рамках организации.
В октябре 2024 года Президент Шавкат Мирзиёев принял участие в очередном заседании Совета глав государств СНГ, где выступил с инициативой проведения в Ташкенте весной 2025 года заседания Экономического совета СНГ и Форума инновационного развития в рамках международной промышленной выставки «Иннопром».
Кроме того, была выдвинута инициатива о регулярном проведении встреч экспертов и аналитиков стран СНГ, а также организации в Самарканде международной конференции, посвященной развитию искусственного интеллекта. Этот шаг стал важным вкладом в будущее экономического, научного и культурного прогресса государств-участников. Внедрение искусственного интеллекта играет ключевую роль в повышении глобальной конкурентоспособности стран, а также создает новые возможности для молодежи в сфере научного и технического образования.
Особое внимание заслуживает участие нашей страны в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Эта уникальная международная структура объединяет государства с различными культурно-цивилизационными традициями и моделями национального развития. Сегодня ШОС – крупнейшая региональная организация в мире, охватывающая обширное географическое пространство и объединяющая почти половину населения планеты. Ее главная цель – развитие многостороннего сотрудничества путем обеспечения региональной безопасности.
Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, «ШОС становится центром притяжения для многих стран, стремящихся к широкому сотрудничеству, свободному от искусственных политических и идеологических предубеждений».
В июле 2024 года на заседании Совета глав государств ШОС Президент Шавкат Мирзиёев обратил внимание лидеров стран-участниц на необходимость предотвращения ослабления сплоченности организации на фоне растущих глобальных и региональных угроз и рисков. Он подчеркнул важность укрепления единства «семьи ШОС» и последовательного внедрения принципов совместного развития. В этом контексте глава государства представил около десяти конструктивных инициатив, направленных на формирование новых моделей партнерства и разработку долгосрочной повестки устойчивого развития в рамках организации.
На саммите в формате «БРИКС плюс» Президент Узбекистана выступил с рядом предложений, касающихся укрепления сотрудничества для достижения общих целей устойчивого развития. Особое внимание было уделено развитию связей между деловыми кругами, а также мерам по предотвращению распространения радикальных и экстремистских идеологий, особенно среди молодежи. Эти инициативы были поддержаны лидерами стран-участниц, что способствовало дальнейшему укреплению международного авторитета Узбекистана.
Благодаря активной и прагматичной внешней политике, Узбекистан становится одним из центров международной политики и инициатором глобальных инициатив. Очередным подтверждением этого является проведение 5-9 апреля 2025 года в Узбекистане по инициативе Президента Шавката Мирзиёева юбилейной 150-й Ассамблеи Межпарламентского союза на тему «Парламентские действия в интересах социального развития и справедливости». На полях ассамблеи пройдут Глобальный форум молодых парламентариев и Международный женский парламентский форум. В форуме ожидается участие около 2000 парламентариев из более ста стран, а также более 20 международных и межпарламентских организаций.
Следует отметить, что Межпарламентский союз (МПС) – авторитетная международная структура, объединяющая парламенты 181 стран мира и 15 межпарламентских организаций, представляя 6,5 миллиарда человек. МПС активно работает над укреплением демократических институтов, защитой прав человека, развитием парламентской дипломатии и реализацией Целей устойчивого развития. Его высший орган – Ассамблея – традиционно проводится в странах с положительным опытом парламентаризма и устойчивого развития. Впервые в истории Центральной Азии это мероприятие состоится в Узбекистане, что является очередным признанием международным сообществом демократических реформ, проводимых в стране под руководством Президента, а также масштабных усилий по развитию парламентаризма.
Новая форма современной дипломатии
В настоящее время телефонные переговоры глав государств стали важным и неотъемлемым элементом современной дипломатии. Этот формат оперативной и высокоэффективной связи активно используется для обсуждения актуальных международных вопросов, а также для незамедлительного согласования позиций по ключевым политическим и экономическим проблемам.
Подобные контакты способствуют укреплению личных связей между лидерами государств и оказывают позитивное влияние на развитие международных отношений.
Анализируя использование данной формы дипломатии Президентом Шавкатом Мирзиёевым, можно отметить, что в течение 2024 года он 44 раза провел телефонные переговоры с лидерами зарубежных государств.
Так, в марте 2024 года глава нашей страны провел дружественный телефонный разговор с Президентом ОАЭ Шейхом Мухаммадом бен Заидом Аль Нахаяном. В ходе беседы было с удовлетворением отмечено, что в настоящее время узбекско-эмиратское многоплановое сотрудничество достигло высокого уровня. Подчеркнута важность тщательной подготовки повестки предстоящих встреч на высшем уровне, а также обсуждены меры по активизации практического взаимодействия во всех направлениях.
Следует отметить, что на сегодняшний день в Узбекистане действует более 300 предприятий с участием эмиратского капитала, а портфель совместных проектов превысил 4 миллиарда долларов США. Кроме того, разрабатываются перспективные инициативы в таких сферах, как высокие технологии, энергетика, геология, сельское хозяйство, туризм, IT, инфраструктура и логистика.
Например, в 2024 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провел телефонные переговоры с президентами России, Беларуси, Ирана, Турции, Азербайджана и соседних государств, а также с премьер-министрами Малайзии и Японии. Во всех этих контактах прослеживается единая цель – оперативное обсуждение актуальных политических, социальных и экономических вопросов с зарубежными партнерами в интересах будущего Нового Узбекистана и благополучия его народа.
Еще один важный аспект. Глава государства использует телефонные переговоры не только в рамках межгосударственных контактов, но и для прямого общения с гражданами, находящимися за рубежом. Он лично интересуется состоянием узбекских спортсменов, выступающих на международных аренах, а также поддерживает сограждан, находящихся в паломнических поездках.
Так, в мае 2024 года Президент Шавкат Мирзиёев провел телефонный разговор с председателем Управления мусульман Узбекистана, муфтием шейхом Нуриддином Холикназаром. В ходе беседы глава государства поинтересовался условиями, созданными для паломников, находящихся в хадже, а также их здоровьем и самочувствием. Он выразил пожелание, чтобы около 12 тысяч соотечественников, совершающих паломничество, благополучно завершили его и вернулись на родину здоровыми и невредимыми.
Подобные многочисленные примеры подтверждают, что узбекский народ имеет энергичного, заботливого и обладающего высокими человеческими качествами лидера как Шавкат Мирзиёев. Это наполняет наши сердца гордостью и глубоким уважением.
31 марта в дни празднования священного Рамазана и Навруза президенты Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана проведут первый в истории трёхсторонний саммит в Худжанде, который станет еще одним важным шагом в укреплении регионального сотрудничества. На этой встрече лидеры трех стран обсудят ключевые вопросы взаимодействия, направленные на обеспечение безопасности, стабильности и процветания в Центральной Азии, а также планируется подписание совместного соглашения о соединении пунктов пропуска на государственной границе между Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
В заключение можно отметить, что даже эти немногочисленные примеры ярко демонстрируют, что Узбекистан успешно реализует активную внешнюю политику и многовекторное внешнеэкономическое сотрудничество. Ведь принципы дипломатии Нового Узбекистана направлены на то, чтобы инициативно участвовать в решении глобальных, региональных и национальных вызовов, нейтрализовать угрозы и обеспечивать устойчивое развитие.
Акмал Саидов,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член Комитета ООН по правам человека, академик