Новый Узбекистан: обеспечение фундаментальных прав и свобод каждого гражданина
Накануне форума состоялась беседа с директором Национального центра по правам человека, академиком А.Х. Саидовым.
- Акмал Холматович, какие цели и задачи ставит данный форум? И насколько они связаны с фундаментальными задачами Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы?
- Тема форума тесно увязана с двумя фундаментальными задачами осуществляемых в Новом Узбекистане динамичных и прорывных демократических реформ.
Во-первых, это широкое внедрение в жизнь общества и государства поддержанного народом принципа «Во имя чести и достоинства человека». Обеспечение чести и достоинства, прав, свобод и законных интересов человека является сердцевиной, стержнем и связующим звеном всех семи направлений Стратегии развития Нового Узбекистана.
При этом, как неоднократно подчеркивал Президент Шавкат Мирзиёев, «…для нас достоинство человека - не какое-то абстрактное, высокопарное понятие. Оно обозначает для нас прежде всего обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его фундаментальных прав и свобод. Говоря о достоинстве человека, мы имеем в виду создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальную защиту и здоровую экологическую среду для каждого жителя страны».
В данном контексте Новый Узбекистан - это государство, в котором высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права и свободы, где обеспечивается свободная, благоустроенная и благополучная жизнь многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества.
Во-вторых, это формирование справедливого и открытого гражданского общества, строительство социального и правового государства, что предусматривает обеспечение стремительных изменений в политико-правовой, социально-экономической жизни нашей страны, формирование абсолютно новых отношений в обществе, создание новых возможностей для деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
- Следует отметить, что за последние шесть лет в Узбекистане процессы в области прав человека демонстрируют позитивную динамику. Однако, по мнению зарубежных экспертов, для приближения страны к международным стандартам в данном аспекте потребуются более решительные действия. Расскажите, что сделано на сегодня в этом направлении?
- В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы осуществлены и реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных, экологических и культурных прав человека.
За последние шесть лет принято около 350 законов, свыше 4,4 тысячи решений Президента Республики Узбекистан. Среди них особое место занимают Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений, Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года, основанная на Стратегии ООН «Молодежь-2030».
Приняты меры по укреплению институциональных механизмов защиты прав и свобод граждан:
• созданы Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Узбекистана, укреплены национальные институты по правам человека, такие как Парламентский омбудсман, Бизнес-омбудсман, Детский омбудсман, Национальный центр по правам человека;
• сформированы и организована работа таких парламентских институтов, как: Парламентская комиссия по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года; Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека; Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду и другие.
Главное, динамично развиваются институты общественного контроля и социального партнерства. ННО широко вовлекаются в деятельность парламента, разных парламентских комиссий, а также государственных органов в сфере защиты и реализации прав и свобод человека.
- Институты гражданского общества играют немаловажную роль в обеспечении и защите прав человека. Это является основным условием демократизации общества.
Какова должна быть роль институтов гражданского общества в процессах демократизации? Какие меры необходимо принимать для повышения их роли?
- В Узбекистане осуществлены системные меры, направленные на повышение роли и значения институтов гражданского общества с учетом закономерностей развития общества и государства, передового зарубежного и мирового опыта.
Выработаны и претворяются в жизнь свыше 200 актов Президента и правительства страны, ряд национальных стратегий, концепций и программ. В частности, приняты важнейшие законы о профессиональных союзах, волонтерской деятельности, защите женщин от притеснения и насилия, гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, гарантиях прав ребенка, свободе совести и религиозных организациях.
Внесены изменения и дополнения в Конституцию страны, законы о негосударственных некоммерческих организациях, социальном партнерстве, общественном контроле, экологическом контроле, органах самоуправления граждан, государственной молодежной политике.
Вопросы внедрения в жизнь фундаментальных демократических понятий и ценностей, таких как «права и свободы человека», «верховенство закона», «открытость и гласность», «свобода слова», «свобода религии и свобода совести», «общественный контроль», «социальное партнерство», «гендерное равенство», «свобода экономической деятельности» и других, становятся центровыми в деятельности гражданских институтов.
В результате реализации в Узбекистане масштабных организационно-правовых мер по усилению роли институтов гражданского общества число ННО увеличилось почти на 16 процентов (превысив 9800), махаллей - составило около 10 000. Количество средств массовой информации выросло по сравнению с 2016 годом почти на 30 процентов (1962). В национальном информационном пространстве количество интернет-изданий увеличилось почти вдвое и достигло 677, причем частные СМИ занимают все более значимое место в жизни общества.
На качественно новый уровень поднято социальное партнерство государственных органов с ННО в достижении политических, социальных, экономических, экологических, культурных и образовательных целей, реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития.
Количество выделяемых из Государственного бюджета средств на поддержку социального партнерства увеличилось более чем в пять раз. Только в 2022 году обеспечивается государственная поддержка свыше 700 программ и проектов социального партнерства.
Впервые оказывается существенная поддержка национальным культурным центрам для укрепления мира, дружбы и толерантности между более чем 130 нациями и народностями, проживающими в Узбекистане. В числе получателей государственных субсидий ННО, представляющие и защищающие права и интересы лиц с инвалидностью, уязвимых слоев населения, а также экологические.
В 11 регионах страны созданы, в трех - создаются Дома ННО, образовано 15 коворкинг-центров. Количество постоянных сотрудников ННО превысило 52 тысячи человек.
Отмечается значительная активизация ННО по внедрению принципов «Единственным источником и автором Конституции является народ» и «Важнейшие решения, касающиеся жизни страны, принимаются на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности». Так, за восемь месяцев текущего года ННО под руководством Конституционной комиссии провели свыше 100 национальных и международных форумов по обсуждению разных аспектов конституционных реформ и поправок в Конституцию. Впервые свыше 200 национальных ННО приняли участие в проведении общественной, гендерной, ювенальной, правозащитной и антикоррупционной экспертизы проекта Конституционного закона.
В рамках осуществляемых в стране конституционных реформ предполагается определение конституционной идентичности Нового Узбекистана в качестве государства с открытым и справедливым гражданским обществом, в частности дальнейшее развитие и укрепление институтов.
Социальное партнерство. В задачи Кабинета Министров включаются три новые по обеспечению: реализации государственной молодежной политики, принятия мер по поддержке, укреплению и защиты семьи, сохранению традиционных семейных ценностей; развития системы социальной защиты, в том числе лиц с инвалидностью; осуществления программ социального партнерства и поддержке институтов гражданского общества, их участию в выработке и реализации программ социально-экономического развития.
Общественный контроль. В этом плане важнейшими новеллами являются, в частности, закрепление общественного контроля над бюджетной политикой государства, внедрение института «народной инициативы» граждан (не менее ста тысяч человек вносят законодательные предложения в Законодательную палату Олий Мажлиса).
Махалля. В Конституцию Узбекистана планируется внести нормы, направленные на повышение эффективности деятельности института махалли, превращение ее в базовое звено общественного управления и контроля.
- Узбекистан вступил в престижные международные организации, которые работают в сфере обеспечения прав человека, и взял на себя выполнение всех обязательств, принятых в рамках международных актов и соглашений. Как дальше будут развиваться взаимоотношения и сотрудничество в области прав человека с международными партнерами?
- Новый Узбекистан - открытое и социально ответственное государство, надежный партнер, приверженный исполнению своих международных обязательств.
Сотрудничество Узбекистана с международными организациями, в частности с ООН, в сфере прав человека за последние шесть лет поднялось на новый уровень. Президент Шавкат Мирзиёев выступил с речью на 72-й, 75-й и 76-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, 46-й сессии Совета ООН по правам человека, в ходе которых было озвучено свыше 30 инициатив
Узбекистана в области укрепления международной и региональной безопасности, дальнейшего развития образования, духовности, экологии, туризма, защиты прав человека.
Международным признанием усилий Узбекистана за последние годы явилось избрание нашей страны в Совет ООН по правам человека, а также принятие таких инициированных Узбекистаном резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе»; «Просвещение и религиозная толерантность»; «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии»; «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий» и не только.
Узбекистан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов. Под эгидой Диалога женщин - лидеров стран Центральной Азии провел региональный форум с участием женских организаций гражданского общества, а также структуры «ООН-Женщины». Организовал Всемирную конференцию по правам молодежи «Вовлечение молодежи в глобальные действия». По инициативе Узбекистана принята резолюция Совета ООН по правам человека о защите прав молодежи в условиях пандемии.
Кроме того, впервые с момента создания ООН по инициативе узбекской стороны организован Азиатский форум по правам человека, прошедший в городе Самарканде. Принята Самаркандская декларация по правам человека, утвержденная в качестве одного из основных документов 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Парламент Узбекистана утвердил «Дорожную карту» по реализации «самаркандского духа» в области прав человека.
В 2019 году в городе Ташкенте проведен VI Ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества, по итогам которого принята Ташкентская декларация о правах молодежи.
- Предлагаются ли более эффективные способы и модели для широкого привлечения негосударственных некоммерческих организаций в процессы обеспечения прав и интересов человека и для активного сотрудничества их с государственными органами?
- Да, по итогам Национального форума будет выработан итоговый документ, в котором, по нашему мнению, необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы.
Первое. На основе принципов «Новые стандарты взаимодействия с гражданским обществом - новые стратегии развития - новые модели поведения» и «Единство целей и общность интересов» на всех уровнях представительной и исполнительной власти широко вовлекать ННО и другие институты гражданского общества в процессы принятия важнейших решений в социально-экономической и политико-правовой сферах, реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, Национальных целей и задач в области устойчивого развития, избирательного процесса, Национальной стратегии по правам человека и других стратегий, концепций и программ.
Второе. Развитие современных форм социального партнерства и осуществления общественного контроля, в том числе:
• практики проверки качества исполнения региональных, отраслевых и государственных программ на основе коллективных обращений, целевого расходования государственных средств;
• в сфере борьбы с преступностью, особенно с торговлей людьми, пытками, организованной и транснациональной преступностью, а также обеспечения справедливости и соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях и учреждениях исполнения наказания;
• выявления сфер и отраслей, подверженных коррупции, предупреждения коррупциогенных факторов, формирования непримиримого отношения в обществе к коррупции;
• предотвращения экологических проблем, наносящих вред здоровью и генофонду населения, организации «экологической экспертизы» принимаемых нормативно-правовых актов;
• организации эффективной и адресной работы по решению проблем женщин, молодежи, лиц с инвалидностью и других уязвимых слоев населения.
В целом осуществляемая в стране масштабная работа служит созданию надежного фундамента Нового Узбекистана, где высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права, свободы и законные интересы, а также третьего Ренессанса - новой эпохи национального развития.
Самое важное, сегодня отмечается консолидация народа, государственных органов, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества вокруг этих идей, что является залогом достижения поставленных благородных целей.