Интервью с начальником отдела "Центра Стратегии развития" Фаррухом Хакимовым
Пандемия коронавируса раскрыла все преимущества и ускорила процессы цифровизации во всем мире. О том, как построить эффективную политику цифровизации, и какие шаги предпринимаются в Узбекистане на данном направлении, корреспондент ИА «Дунё» побеседовал с Фаррухом Хакимовым, главой отдела по вопросам обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной терпимости, а также внешней политики Центра «Стратегия развития».
- Действительно, цифровая трансформация имеет потенциал для дальнейшей модернизации общества и интеграции национальной экономики в глобальные процессы, - говорит эксперт. - В этом контексте в рамках проводимых реформ, а также Стратегии развития Нового Узбекистана на ближайшие пять лет особое внимание уделяется цифровизации основных сфер деятельности и построению в стране подлинного информационного общества.
Узбекистан начал уделять приоритетное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровизации еще в начале 2000-х годов. В стране были инициированы Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013 – 2020 годы, Национальная Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах, Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» и Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, направленные на осуществление цифровой трансформации в национальной экономике, промышленности и обществе в целом.
В частности, с запуском Центральной службы электронного правительства страны – «Единого портала интерактивных государственных услуг» наблюдается значительный прогресс в данной сфере, а также во внедрении новых технологий в государственном секторе.
Кроме того, значительно улучшилась цифровая инфраструктура страны, было инвестировано значительное количество ресурсов, что заложило прочную основу для улучшения инфраструктуры ИКТ. В результате в стране, по данным Государственного комитета Узбекистана по статистике, в сфере информации и связи за 2017-2021 годы валовая добавленная стоимость увеличилась более чем в 2 раза и достигла 11,8 триллиона сумов (более 1 миллиарда долларов США) в 2021 году.
Кроме того, с момента создания IТ-парков в Узбекистане объем экспорта отрасли вырос в 50 раз и достиг 46 миллионов долларов. Количество резидентов парка увеличилось со 147 до 500, также открыто более 300 новых компаний и создано 8500 высокооплачиваемых рабочих мест. В настоящее время в IT-парках работает более 11 тысяч молодых людей.
Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в стране заметно растет с 2017 года. Например, за 2017-2022 годы она увеличилась почти в 6 раз и на январь 2022 года достигла 118 тысяч километров.
С 2017 года общая пропускная способность международных сетей увеличилась более чем в 28 раз – с 64,2 до 1800 Гбит/с в январе 2022 года.
По состоянию на январь 2022 года в Узбекистане в результате реформирования и цифровизации государственного управления 56% государственных услуг стали предоставляться через портал интерактивных государственных услуг. Количество государственных услуг на платформе электронного правительства страны (my.gov.uz) достигло 307 и такими электронными государственными услугами активно пользуются 1,3 миллиона граждан. При этом общее количество пользователей Интернета в Узбекистане достигло 27,2 миллиона человек.
В то же время в связи с выявленными уязвимостями и вызовами в IT-сфере под воздействием глобальной пандемии правительство пересмотрело и модернизировало свою национальную стратегию цифровизации.
Узбекистан признал силу цифровизации в преобразовании общества. В этом ключе указом главы нашего государства от 5 октября 2020 года утверждены Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Согласно документу, все государственные обязательные платежи в виде сборов и штрафов осуществляются посредством предоставляемых онлайн-платежных сервисов. Кроме того, более 400 информационных систем, электронных сервисов и других программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития осуществляются в автоматическом режиме.
Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» предусматривает утверждение двух программ: цифровизация регионов и цифровизация отраслей, а также «дорожной карты» по её реализации в 2020–2022 годах. Таким образом, рассматриваются два подхода: территориальный и отраслевой. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, который включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных технологий.
Важнейшими условиями и гарантиями успешной реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» является обеспечение финансирования и повышение цифровой грамотности населения. В этой связи, согласно документу, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с другими соответствующими государственными органами примет меры по завершению цифровизации дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ к концу 2022 года.
«Цифровой Узбекистан – 2030» также способствует реализации других национальных стратегических документов и программ и, в первую очередь, будет иметь важное значение для достижения национальных целей и задач в области Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года, а также Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
В новой Стратегии развития страны была определена цифровизация ряда важных сфер, таких как государственные услуги; судебная система; правоохранительные органы; система управления дорожным движением; система здравоохранения; социальные услуги; банковский и сельскохозяйственный секторы и другие основные сферы национальной экономики.
В частности, совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до 100%, внедрение системы Mobile ID-идентификации лица при оказании государственных услуг, внедрение «цифрового паспорта граждан» и проект «цифровой орган» были приоритизированы для цифровизации государственного управления и оптимизации административных процедур на центральном и местном уровнях.
При сохранении стабильных темпов роста к 2030 году планируется достичь ВВП на душу населения равному 4000 долларов США и войти в группу стран с доходом выше среднего. В связи с этим в качестве основного драйвера также определено развитие цифровой экономики с увеличением ее доли не менее чем в 2,5 раза к концу 2026 года. При этом планируется увеличить объемы производства программных продуктов в 5 раз, а их экспорта – в 10 раз, до 500 миллионов долларов, а также довести уровень цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики – в финансовом и банковском секторах – до 70%. Кроме того, уделяется приоритет цифровизации городского планирования и строительства, развитие их в рамках концепции «Умный город».
Безусловно, цифровые технологии играют центральную роль в восстановлении после пандемии, а также в построении устойчивой экономики. Поэтому расширенная цифровизация и цифровая трансформация должны стать основными приоритетами для развивающихся стран, таких как Узбекистан. За последнее десятилетие страна добилась выдающихся результатов в сфере цифровизации и развития ИКТ, особенно в предоставлении электронных государственных услуг. При этом, наряду с продолжающимся сотрудничеством с Южной Кореей, Россией, Эстонией, Китаем, необходимо привлекать в IT-сектор страны более технологически развитые страны, такие как Германия, Великобритания, США, Сингапур, Япония и другие, диверсифицируя географию международных партнеров. Инвестиции в цифровую экосистему, IT-инфраструктуру и электронные услуги будут способствовать дальнейшей модернизации национальной экономики и ускорению инклюзивного роста во всех сферах.