В Москве обсудили современное состояние и перспективы дальнейшего развития узбекско-российских отношений
В Посольстве Республики Узбекистан в Российской Федерации состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению современного состояния и перспектив дальнейшего развития узбекско-российских отношений, с участием известных экспертов и аналитиков.
В ходе диалога, прошедшего по правилам «Chatham House», эксперты подробно обсудили проводимые сегодня в Узбекистане масштабные преобразования, обновленную внешнюю политику государства на мировой арене и в Центральной Азии, рассмотрели историю, текущее состояние и перспективы дальнейшего развития сотрудничество между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией.
В интервью корреспонденту ИА «Дунё» участники мероприятия поделились своими мнениями и оценками о проводимых в нашей стране масштабных реформах, ее внешней политики и перспективах узбекско-российского сотрудничества.
Андрей Грозин, заведующий отделом Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук:
– Узбекистан является перспективным направлением в региональной внешней политики России. Очень важные договоренности были достигнуты по итогам визитов в Узбекистан Президента России В.Путина в октябре 2018 года и председателя правительства Д.Медведева в мае 2019 года.
В частности, Узбекистан представляет для Москвы серьезную значимость с точки зрения своего регионального лидерства. Страна в силу географических, демографических, политических и экономических причин является чрезвычайно важным государством Центральной Азии. Достаточно сказать, что это единственная страна, которая граничит со всеми остальными государствами региона и Афганистаном. Государство, по сути, является геополитическим центром региона. Недаром, эксперты, причем как российские, так и западные, считают страну стержневым игроком в Центральной Азии.
Таким образом, потенциал и возможности, которыми располагает Узбекистан в силу объективных причин, предопределяет его особую роль и место. В этой связи, политика Москвы в отношении Ташкента должна носить особый, выверенный стратегический характер.
По оценкам официальных лиц России, Узбекистан в перспективе способен занять второе место на пространстве СНГ по величине экономики. Это кардинально и революционно меняет подходы российской стороны к ситуации в регионе. Кроме того, поддерживаю мнение моих коллег, озвученное в ходе «круглого стола», о необходимости активизации культурного и научного обмена, наращивания масштабов работы с молодежью двух стран, шире говоря расширения связей в плане так называемой «гуманитарной корзины».
Анастасия Лихачева, директор Центра комплексных европейских и международных проблем Высшей школы экономики:
– Мне было приятно и полезно погрузиться в атмосферу экспертного обсуждения тематики Узбекистана. Такие мероприятия не так часто практикуются Посольствами и отрадно, что именно узбекская дипмиссия собрала экспертов в одном месте, разъясняет важные вопросы, строит со специалистами диалог, слушает и слышит их.
В ходе встречи озвучены различные, порою противоречащие друг другу мнения и позиции. Поскольку, для наших стран сегодня очень важно уходить от формальной риторики о важности и ценности всестороннего сотрудничества. Взаимодействие должно подкрепляться конкретными профильными обсуждениями.
Хочу отметить, что та политика, которую сегодня Узбекистан проводит в Центральной Азии, является крайне своевременной. Страна подает всему миру положительный пример того, как в условиях дезинтеграции и роста протекционизма, можно и нужно демонстрировать открытость внешнему миру и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Причем, география внешнеполитической активности Ташкента охватывает не только Центральную Азию, но и Центральную Евразию, в которую входят Китай, Россия и страны Европы.
Никита Мендкович, руководитель Евразийского аналитического клуба:
– В настоящее время отношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан находятся на наивысшей точке. Это заслуга Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который смог мгновенно открыть и реализовать очень много направлений сотрудничества. В сфере экономики, в частности, заслуживают внимания строительство новых энергетических объектов, создание промышленных предприятий, развитие автопрома. В гуманитарном плане ведется работа по созданию филиалов российских вузов в стране, учреждению языковых курсов, регулированию миграционных потоков. В области безопасности Узбекистан снова участвует с совместных учениях, ведет выработку совместных мер по реагированию на вызовы безопасности, борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Таким образом, курс, реализуемый сегодня Узбекистаном, представляет собой высочайший класс государственного управления. Решения принимаются быстро и реализуются не менее быстро.