Посольство Республики Узбекистан

в Российской Федерации

◊ Добро пожаловать на сайт Посольства Республики Узбекистан ◊



google по сайту
 

 

20.04.2017

 

О деятельности Генеральной прокуратуры

по предупреждению коррупции

 

Генеральной прокуратурой за период последних лет проделана определенная работа в сфере предупреждения служебных правонарушений, злоупотреблений и взяточничества.

 

I. Комплексные планы

Данная работа, в соответствии с требованиями Закона
«О профилактике правонарушений» осуществляется на основе периодических планов, разрабатываемых на основе анализа состояния законности и предусматривающих реализацию комплекса скоординированных превентивных мер, с четким распределением задач и сроков их выполнения всеми государственными органами республики.

В рамках реализации плана мер по предупреждению коррупции обеспечено утверждение методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, осуществлены научно-практические и социологические исследования проблем коррупции, реализованы комплексные меры по правовой пропаганде и правовому просвещению, разработаны предложения по внедрению конкурсных основ отбора кадров на государственную службу, приняты меры по совершенствованию работы ведомственных телефонов доверия и т.д.

4 января  2017 года  Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал закон «О противодействии коррупции». В октябре 2016 года проект данного закона был внесен на рассмотрение в Олий Мажлис Республики Узбекистан, в ноябре документ был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса, в декабре одобрен Сенатом Олий Мажлиса и вступил в силу с момента его опубликования в СМИ.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев своим постановлением «О мерах по реализации положений закона «О противодействии коррупции» от 2 февраля 2017 года утвердил Госпрограмму по противодействию коррупции на 2017 – 2018 годы.

 

Отраслевые меры по предупреждению коррупции

Для обеспечения комплексности и полноты охвата, Генеральной прокуратурой инициирована разработка во всех государственных органах отраслевых мероприятий по профилактике служебных злоупотреблений и взяточничества, включающих принятие соответствующих приказов, создание отраслевых комиссий, а также утверждение периодических планов на основе анализа существующих угроз и вызовов в деятельности ведомства. 

Отраслевые планы предусматривают такие меры как совершенствование работы телефонов доверия и Интернет-сайтов ведомств, обеспечение прозрачности оказания государственных услуг, а также найма на работу, выявление наиболее уязвимых для злоупотреблений сфер и нейтрализация выявленных рисков,  внедрение этических стандартов поведения работников, повышение правовой грамотности и осведомленности о вопросах предупреждения коррупции и т.д.

 

Фокусное изучение отраслей, наиболее подверженных риску

На основании результатов мониторинга, Генеральная  прокуратура  в отраслях и сферах, наиболее подверженных рискам коррупции, проводит  комплексное изучение  причин  и  условий,  способствующих совершению должностных преступлений и других нарушений закона. 

За последние насколько лет данная работа  охватила  такие  сферы  как  народное образование,  здравоохранение,  налоговую  сферу,  высшее  и  среднее специальное образование, землепользование, осуществление государственных закупок, деятельность компаний «Узпахтасаноат» и «Уздонмахсулот».

По результатам изучения установлены характерные нарушения закона, по устранению причин которых внесены меры прокурорского реагирования, рассмотренные с участием сотрудников прокуратуры на расширенных коллегиях ведомств, разработаны конкретные программные меры по недопущению нарушений впредь.

В настоящее время ведется работа по выявлению причин и условий проявлений коррупции в сфере исполнения судебных решений, снабжения населения газом и электроэнергией, а также капитального строительства.

 

Антикоррупционный мониторинг

С целью отслеживания реализации ведомственных мер по недопущению злоупотреблений и внедрению системы ранней профилактики служебных правонарушений, Генеральной прокуратурой, на основе изучения опыта Р.Корея и других развитых стран, разработана и утверждена методика проведения мониторинга эффективности мероприятий по предупреждению коррупции в деятельности государственных органов.

Мониторинг, проводимый путем регулярного сбора и анализа информации, позволяет координировать работу государственных органов в данной сфере, осуществлять методическое обеспечение и внедрять положительный опыт в их деятельность.  

По итогам мониторинга эффективности мероприятий по предупреждению коррупции в деятельности 49 государственных органов за 2015 год Генеральной прокуратурой составлен обобщенный итоговый отчет и выставлены соответствующие рейтинги.

 

Правила этики

С целью совершенствования правовых основ профилактики служебных злоупотреблений Генеральной прокуратурой разработан и внесён
в правительство в порядке законодательной инициативы проект Постановления Кабинета Министров «Об утверждении Типовых правил этики работников органов государственного управления и исполнительной власти на местах».

По результатам рассмотрения проекта 2 марта 2016 года обеспечено принятие указанного нормативно-правого акта (Постановление Кабинета Министров №62), включающего в себя основные требования, предъявляемые Руководством страны к государственным служащим.

Генпрокуратурой обеспечивается проведение мониторинга и анализа применения указанного акта, а также комплекс мер по разъяснению его сути и значения до исполнителей.  

 

Закон  «О  профилактике  правонарушений»

Закон  «О  профилактике  правонарушений»,  который  вступил  в  силу  15  августа  2014  г.,  содержит нормы,  согласно  которым  принимаются  государственные,  территориальные  и  ведомственные планы по профилактике правонарушений, в том числе по противодействию коррупции. Этот Закон предусматривает,  что  органы  власти  могут  разрабатывать  территориальные  программы  по профилактике правонарушений.

На  основе  Закона  «О  профилактике  правонарушений»,  который  в  силе  с  августа  2014  г.,  в Узбекистане был создан Координационный совет по профилактике правонарушений. Роль Совета – это  координация  деятельность  государственных  органов  в  области  предупреждения правонарушений, в том числе коррупционных.

 

Закон «Об электронном правительстве»

Основными задачами электронного правительства являются:

обеспечение эффективности, оперативности и прозрачности деятельности государственных органов, усиление их ответственности и исполнительской дисциплины, создание дополнительных механизмов обеспечения обратной связи с населением и субъектами предпринимательства;

создание на всей территории страны возможностей для заявителей по осуществлению взаимоотношений с государственными органами в рамках электронного правительства;

формирование баз данных государственных органов в рамках возложенных на них функций, Единого портала интерактивных государственных услуг и Единого реестра электронных государственных услуг;

внедрение в системе государственного управления принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства;

перевод субъектов предпринимательства на использование электронного документооборота;

расширение использования субъектами предпринимательства систем электронной коммерции;

развитие систем безналичных электронных платежей, осуществления государственных закупок, дистанционного доступа и других электронных форм деятельности в банковско-финансовой сфере.

 

Повышение правовой культуры и правовых знаний, пропаганда

Ключевое значение в деле предупреждения коррупции придается вопросам правового воспитания и повышения правовой культуры населения и должностных лиц государственных органов.

Так, в печатных и электронных СМИ, а также по телевидению ведется широкая пропагандистская и разъяснительная кампания, направленная на предупреждение злоупотреблений и взяточничества, подготовлены и распространены тематические плакаты, брошюры, буклеты и другие агитационные материалы, организовано проведение более 200 семинаров, конференций и круглых столов для различных целевых групп.   

Подготовлена серия тематических роликов по защите предпринимательства, образования, транслируемых по всем каналам центрального, регионального и кабельного телевидения.

В настоящее время ведется работа по подготовке аудио- и видеороликов в других сферах.

По инициативе Генпрокуратуры введена антикоррупционная тематика при преподавании учебных дисциплин учреждений среднего специального, профессионального и высшего образования.

 

Социальное партнерство

При осуществлении данной  работы широко используются механизмы социального партнерства.

В частности, Генеральной прокуратурой совместно с ОДМ «Камолот» и Минвузом начато проведение конкурса творческих работ, направленного на укрепление у учащихся и студентов колледжей, лицеев и ВУЗов республики доверия к государственным органам, формирование у них чувства нетерпимости к коррупции.

По результатам проведения конкурса, за счет средств международного гранта, планируется съемка роликов социальной рекламы, издание сборника работ, а также широкое использования полученных материалов при осуществлении правовой пропаганды.  

 

Открытость деятельности

Открытость деятельности рассматривается Генеральной прокуратурой в качестве важнейшего условия предупреждения коррупции.

15 декабря 2016 года Генеральной прокуратурой проведен День открытых дверей, приуроченный к Международному дню ООН борьбы
с коррупцией, к участию в котором были приглашены представители международных организаций, институтов гражданского общества, политических партий и академических кругов (более 60 ведомств).

Участники мероприятия были ознакомлены с проводимой в республике работой по предупреждению коррупции, в том числе деятельностью органов прокуратуры в данном направлении.

 

Исследования коррупции

Большое значение придается исследованиям коррупции, выявлению сфер, наиболее подверженным злоупотреблениям и нарушениям закона.

Генеральная прокуратура осуществляет сотрудничество в сфере изучения социологического мнения с ЦИОМ «Ижтимоий фикр», а также НИМФОГО, ТПП и другими институтами гражданского общества. 

В осуществление мероприятий по отслеживанию текущего состояния противодействия должностным злоупотреблениям вовлечены и другие ведомства.

В этих целях по инициативе прокуратуры в ведомствах, оказывающих государственные услуги, организована установка ящиков приема отзывов
и сообщений, внедрена практика проведения анонимного анкетирования, результаты которых используются для выявления наиболее уязвимых точек
в деятельности ведомств и последующей разработки мер по их нейтрализации.  

 

Ответственность за коррупцию

Генеральной прокуратурой инициированы изменения в законодательство об уголовной  ответственности за незаконный подкуп, в том числе в частном секторе, криминализированы действия должностных лиц по незаконному вмешательству в предпринимательскую деятельность, усовершенствовано уголовно и административно-правовое определение термина «должностное лицо», с включением в него иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций.

В настоящее время ведется работа над другими проектами нормативно-правовых актов в данной сфере.

 

II. Международное сотрудничество

Значительная работа проводится в сфере международного сотрудничества, основными целями которого являются совершенствование существующих организационно-правовых механизмов по противодействию коррупции, доведение до международного сообщества достижений Узбекистана в данной сфере, а также повышению авторитета страны на международной арене.

 

ООН 

Так, в рамках участия в Конвенции ООН против коррупции Генеральной прокуратурой во взаимодействии с Министерством юстиции
и другими органами обеспечено проведение первого раунда мониторинга выполнения Узбекистаном Конвенции ООН против коррупции, в ходе которого была проделана  значительная работа по подготовке материалов
и организационных мероприятий.  

Согласно существующей методологии, по результатам проведенной Секретариатом ООН жеребьевки, мониторинг проводился правительственными экспертами Шри-Ланки и Грузии.   

По результатам мониторинга Секретариатом ООН обзор Узбекистана по профессионализму организации и подготовке материалов, а также вовлечению экспертного сообщества признан одним из лучших страновых обзоров в мире, в отчете дана высокая оценка мерам по борьбе с  коррупцией в Узбекистане.    

В свою очередь эксперты Генеральной прокуратуры, представляя Узбекистан, на регулярной основе принимают участие в проведении мониторинга исполнения Конвенции ООН против коррупции другими  странами-участниками.

Так, в 2015 году экспертами Узбекистана и Греции завершен мониторинг Израиля, по результатам которого подготовлен отчет, содержащий анализ достижений страны по имплементации антикоррупционных стандартов в свое национальное законодательство.

 

ОЭСР

Помимо этого, Генеральная прокуратура определена в качестве ведущего органа в рамках участия Узбекистана в Стамбульском плане действий по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).  

Генеральной прокуратурой на периодической основе обеспечивается реализация комплекса мероприятий по исполнению рекомендаций ОЭСР,
а также сбору, анализу, согласованию и последующему представлению информации в Секретариат ОЭСР.

Работа осуществляется Генеральной прокуратурой с вовлечением
в данный процесс всех государственных органов, институтов гражданского общества, научно-исследовательских учреждений, обеспечением свода соответствующей информации, а также координацией их деятельности в данном направлении.   

Генеральной прокуратурой с участием других ведомств обеспечено проведение мониторингового обзора реализации Узбекистаном мер по противодействию коррупции, подготовлена сводная информация
о мерах по противодействию коррупции, по результатам изучения которой международными экспертами был подготовлен отчет «Антикоррупционные реформы в Узбекистане», дана положительная оценка достигнутому Узбекистаном прогрессу, обеспечено значительное повышение рейтингов.

Секретариатом ОЭСР отмечено, что Узбекистаном проделана впечатляющая работа, а опыт по многим направлениям антикоррупционных реформ может служить образцом для стран-участников Стамбульского плана действий, что с удовлетворением воспринимается международным сообществом и оказывает существенное влияние на имидж и инвестиционную привлекательность страны.

 

ОБСЕ и другие организации

Генеральной прокуратурой в 2015 году завершена реализация III фазы и в 2016 году начата реализация IV фазы Проекта по содействию осуществления мер по предупреждению коррупции совместно с Офисом координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане. 

Помимо этого, совместные мероприятия в данной сфере проводятся с региональными представительствами ПРООН, УНП ООН, Всемирного банка и других международных организаций.

 

 

 

 

 

 

Телефон: +7 (499) 230-00-76, 230-00-78; Факс: +7 (499) 238-89-18
Адрес: 119017, Российская Федерация, г. Москва, Погорельский переулок, 12
E-mail:
info@uzembassy.ru