Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации

◊ Добро пожаловать на сайт Посольства Республики Узбекистан ◊



google по сайту
 

 

 

11 Октября 2016

 

Российские эксперты об эффективности избирательного законодательства Узбекистана

В Посольстве нашей страны в Москве состоялся брифинг, посвященный предстоящим 4 декабря выборам Президента Республики Узбекистан.

Мероприятие началось с минуты молчания в память первого Президента Узбекистана Ислама Каримова. В нем приняли участие представители парламента, министерств и ведомств России, международных организаций, дипмиссий зарубежных стран, российские научно-академические, деловые и экспертно-аналитические круги и журналисты.

В ходе встречи отмечалось, что за годы независимости в Узбекистане в результате последовательной, поэтапной модернизации политической, государственно-правовой системы создана отвечающая самым современным демократическим ценностям и стандартам избирательная система. Подчеркивалось, что в нашей стране сформирована прочная законодательная база, которая вобрала в себя основополагающие принципы ряда международно-правовых актов, при этом основу избирательного законодательства республики составляет ее Конституция.

Были особо отмечены роль и значение Центральной избирательной комиссии Узбекистана в организации выборов, внесенные за последние годы качественные изменения в национальное законодательство о выборах.

Присутствовавшие были подробно ознакомлены с ходом избирательной кампании в Узбекистане, информированы о предстоящих мероприятиях по данному важнейшему общественно-политическому событию.

По итогам брифинга корреспондент ИА «Жахон» побеседовал с его участниками, которые поделились своими мнениями о процессе подготовки к предстоящим выборам Президента Узбекистана.

Сергей Бурутин, руководитель аппарата председателя Исполнительного комитета СНГ:

– Сегодняшний брифинг, посвященный предстоящим выборам Президента Узбекистана, был содержательным. Было очень интересно ознакомиться с информацией о демократизации избирательного законодательства республики, происходящей в последние годы. Для нас, кто постоянно принимает участие в наблюдении за выборами в Узбекистане в качестве международных наблюдателей, это очень важно.

В настоящее время мы работаем над формированием миссии наблюдателей от СНГ. Хочу отметить, что по итогам недавнего заседания Совета постоянных уполномоченных представителей организации было решено, что возглавлять миссию будет председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Надеемся, что представители Исполкома и государств-участников Содружества достойно выполнят задачу в качестве наблюдателей.

Желаем успехов в проведении данного важного в жизни Узбекистана события. Несомненно, узбекский народ сделает правильный выбор.

Евгений Кожокин, проректор по научной работе Московского государственного института международных отношений:

– Мне посчастливилось неоднократно быть международным наблюдателем в ходе выборов Президента Узбекистана. Хочу отметить, что меня всегда поражал высокий уровень организации выборов и огромный интерес населения к этим процессам. Думаю, что эта уже сложившаяся традиция, которая должна проявиться и 4 декабря.

Для России предстоящие выборы Президента Узбекистана исключительно важны, ведь Узбекистан для нас союзник и стратегический партнер. Поэтому наша страна заинтересована в том, чтобы Узбекистан, который является с географической и политической точки зрения центром региона, развивался стабильно, росло благосостояния его населения и продолжались традиции, заложенные первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым – человеком, сделавшим очень многое для развития страны.

Хочу пожелать Узбекистану становиться богаче и сильнее, ведь успехи республики – это успехи и России.

Андрей Хриенко, генеральный директор Международного института стратегических исследований «Вектор»:

– На сегодняшний день в избирательной системе Узбекистана сложилась солидная законодательная база, основу которой, безусловно, составляет Конституция. Кроме этого, в стране имеется отдельная группа нормативно-правовых актов, в которых выборы являются, как непосредственным, так и косвенным предметом их правовой регламентации. Все эти законы прошли успешное испытание временем, показали свою эффективность в ходе предыдущих выборов.

Особенностью национальной избирательной системы Узбекистана является то, что она постоянно совершенствуется. Так, с учетом опыта последних парламентских и президентских выборов 29 декабря 2015 года в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан» был внесен ряд изменений. В частности, определены формы и методы проведения предвыборной агитации, закреплена норма, согласно которой не допускается проведение предвыборной агитации не только в день выборов, но и за день до начала голосования, а также более четко прописана процедура досрочного голосования.

Более того, избирательная система и законодательная база Узбекистана имеют вектор в сторону либерализации, направленной на упрощение избирательных процедур. К примеру, по последним упомянутым изменениям в избирательном законодательстве с 5 до 1% от общего числа избирателей уменьшено количество подписей, которые должна собрать политическая партия для выдвижения кандидата в президенты.

Все это свидетельствует о том, что в Узбекистане сформировалась необходимая законодательная база для проведения выборов на самом высоком уровне, которые будут достойно оценены международным сообществом.

Ирина Звягельская, главный научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук:

– Избирательный процесс в Узбекистане налагает большую ответственность на всех граждан. Это обусловлено тем, что из жизни скоропостижно ушел первый Президент страны Ислам Каримов. Утрата была очень болезненно воспринята узбекским народом.

Сегодня в Узбекистане уже сделаны шаги к проведению предстоящих выборов максимально прозрачно и демократично. Ведь под руководством Ислама Каримова в республике были созданы институты, необходимые для последовательного и дальнейшего роста всех сфер. Это очень важно. Конечно, можно говорить, что процесс еще не закончен. Однако самое главное, что наличие этих институтов обеспечивает преемственность, стабильность и дает надежду на то, что общий стратегический курс Узбекистана не изменится.

Владимир Лищук, исполнительный директор Национальной ассоциации оптово-распределительных центров России:

– Я несколько раз посещал Узбекистан и хорошо знаю современное развитие страны. За прошедшие годы у вас проделана большая работа на благо процветания государства и общества, которая продолжается и поныне.

Сегодня мы с большим интересом узнали о ходе избирательной кампании по выборам Президента Узбекистана и поняли, что в стране созданы все условия для проведения предстоящего политического события в обстановке гласности, где народ сможет сделать свой выбор. Это важный шаг на пути построения правового демократического государства и укрепления основ процветания республики.

Андрей Князев, заместитель главного редактора по спецпроектам российской газеты «Мир Новостей»:

– В последние годы я неоднократно бывал в Узбекистане, в том числе для освещения выборов 2014 и 2015 годов и могу отметить, что процессы демократизации, которые проводятся в стране, углубляются.

На предстоящих выборах зарегистрированы 4 кандидата в президенты Узбекистана от всех политических партий, входящих в состав национального парламента. Это говорит о том, что дух избирательности, который очень необходим для любой страны, ставшей на путь демократического развития и идущей по нему уже многие годы, присущ Узбекистану.

В последние несколько лет существенно возросла роль парламента Узбекистана. Многие принимаемые в республике законы инициируются депутатами, представителями различных партий.

Надеемся, что по итогам выборов руководство страны продолжит курс на демократизацию, а также лучшее, что было сделано за последние 25 лет.

Андрей Зыбкин, эксперт по проектам Фонда имени Конрада Аденауэра (Россия):

– Одной из важных особенностей национальной избирательной системы Узбекистана является последовательное усиление роли и значения Центральной избирательной комиссии республики в организации выборов.

Сегодня в ходе брифинга мы узнали, что в соответствии с внесенными изменениями в Конституцию Узбекистана в 2014 году значительно укреплен конституционный статус Центризбиркома, что является важным условием справедливой организации и проведения выборов.

Надо сказать, что Центральная избирательная комиссия Узбекистана осуществляет свою деятельность абсолютно независимо, руководствуется только Конституцией и законами и работает на постоянной основе.

Нет сомнений, что предстоящие выборы пройдут прозрачно и народ выберет достойного кандидата и уважаемого лидера, каким был первый Президент Узбекистана Ислам Каримов. 

ИА «Жахон», Москва

 

 

 

 

Телефон: (499) 230-00-76, 230-00-78; Факс: (499) 238-89-18
Адрес: 119017, Российская Федерация, г. Москва, Погорельский переулок, 12
E-mail:
info@uzembassy.ru